Троице-Сергиева лавра


Общий вид с юга. Фотография 2015г.

Троицкий собор. Древнейший памятник лавры, построен в 1422г. на средства московского великого князя Василия I. Белокаменный четырехстолпный одноглавый храм с позакомарным покрытием - один из значительных памятников первой четверти XVв. Стены, верх барабана и апсид украшены трехчастными резными каменными поясами. Входы обрамлены килевидными перспективными порталами. Особая роль в архитектуре здания принадлежит системе отклонений от правильной геометрической формы (наклон стен, сужение проемов кверху и т.д.), создающей иллюзию значительной высоты и монументальности сооружения. В 1425-1427гг. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В 1635г. роспись была заменена новой, раскрытой при реставрации в 1949-1953гг. Особую ценность представляет иконостас, выполненный Андреем Рублевым и художниками его круга. К западному фасаду собора примыкает паперть XVIв. с фрагментами орнаментальной росписи того же времени и сводчатым перекрытием XVIIв. У юго-восточного угла собора находится Никоновский придел, сооруженный в 1548г., перестроенный в 1623г. Кирпичный, облицованный до половины высоты белым камнем бесстолпный придел перекрыт коробовым сводом и увенчан главой на световом барабане. Четверик придела увенчан кокошниками. Алтарная апсида украшена легкой аркатурой, расчлененной тремя рядами резных бусин. Часть южного фасада придела закрывает надгробие над могилой настоятеля монастыря Серапиона - Серапионова палатка, построенная в XVIв. и возобновленная в 1829г. Основной объем собора реставрировался в 1920-хх гг. и в 1966г.


Троицкий собор. Вид с севера. Фотография 2003г.


Троицкий собор. Вид с востока. Фотография 2003г.

Духовская церковь построена в 1476г. псковскими мастерами. Здание церкви кирпичное, перспективные порталы и цоколь белокаменные. Небольшой черырехстолпный храм замечателен как пример сочетания в одном здании церкви и колокольни, помещенной в основании барабана. Звонница отделена от храма глухим купольным сводом. Фасады четверика, расчлененные пучковыми лопатками, завершены ложными закомарами. Верх барабана и четверик храма опоясаны трехчастным фризом, состоящим из ряда терракотовых балясин и двух лент красных изразцов с растительным орнаментом. Памятник составляет важное звено в истории русского зодчества, в свое время он наметил пути дальнейшего развития русской культовой архитектуры. Художественный облик здания, существенно искаженный перестройками XVIII-XIXвв., во время реставрационных работ в 1937-1960гг. был в значительной степени восстановлен. Иконостас и масляная роспись стен выполнены в 1866г.


Духовская церковь. Вид с северо-востока. Фотография 2003г.

Успенский собор построен в 1559-1585гг. по повелению Ивана Грозного. Кирпичное здание по типу аналогично Успенскому собору Московского Кремля. Шестистолпный пятиглавый храм с пятью апсидами перекрыт крестовым сводом. Единственным украшением фасадов, расчлененных лопатками, служит аркатурный пояс. Под западной папертью был погребен царь Борис Годунов с семьей. После замены паперти в конце XVIIIв. существующим ныне крыльцом над гробницами поставили небольшую палатку - усыпальницу Годуновых. В середине XVIIIв. позакомарное покрытие собора было заменено четырехскатной кровлей, изменена форма глав, увеличена высота среднего барабана. В результате реставрационных работ 1968г. первоначальное покрытие по закомарам было восстановлено. Роспись стен внутри собора выполнена в 1684г. ярославскими мастерами во главе с Д. И В. Григорьевыми. Резной иконостас относится к концу XVIIв.


Успенский собор. Вид с востока. Фотография 2003г.


Успенский собор. Вид с запада. Фотография 2003г.


Усыпальница Годуновых. Фотография 2015г.


Успенский собор. Вид с запада. Фотография 2017г.

Надкладезная часовня представляет собой характерный образец архитектуры "московского барокко" конца XVIIв. Миниатюрное центрическое ярусное здание сложено из кирпича, декоративные детали - из поливной керамики и белого камня. На квадратное в плане основание опираются три убывающих к верху восьмигранных яруса, верхний восьмерик служит барабаном главы. Наличники и колонны нижнего яруса украшены орнаментальной резьбой и покрыты полихромной росписью. В декоре второго яруса использованы изразцы. Существующая стенная роспись интерьера и иконы выполнены в XIXв.


Надкладезная часовня. Фотография 2003г.

Церковь Иоанна Предтечи над Святыми воротами. Церковь построена в 1692-1699гг. на средства Строгоновых. Она сложена из кирпича, декор белокаменный. Первоначально церковь была пятиглавой. С трех сторон она окружена галереями. При последующих перестройках декоративное убранство в стиле "московского барокко" в значительной степени утрачено, церковь стала одноглавой. Церковь оформляла главный вход в монастырь. Она была выстроена на линии деревянной монастырской ограды XVIв., на месте прежней деревянной церкви, и поэтому с расширением границ монастыря оказалась внутри крепостных стен. В притворе сохранилась изразцовая печь конца XVIIв. В 1990-х гг. производились реставрационные работы, при этом восстановлено пятиглавие.


Церковь Иоанна Пердтечи над Святыми воротами.
Вид с территории монастыря. Фотография 2003г.


Церковь Иоанна Пердтечи над Святыми воротами.
Вид с запада. Фотография 2003г.

Михеевская церковь. Небольшая одноглавая часовня выстроена из кирпича в 1734г. над гробом Михея - ученика Сергия Радонежского. Это единственное здание монастыря, сохранившее "голландскую" форму кровли, устроенную после пожара монастыря в 1745г. Стены внутри и снаружи здания покрыты поздней масляной живописью.


Михеевская церковь. Фотография 2003г.

Смоленская церковь построена в 1746-1748гг. на вклад А.Г.Разумовского, возможно по проекту Д.В.Ухтомского. Небольшой кирпичный оштукатуренный храм с усложненным планом и богатым белокаменным декором представляет собой яркий пример "елизаветинского" барокко. Большую художественную выразительность храму придают открытые крыльца с широкими лестницами на два всхода, расположенные по сторонам света. Крыльца были разобраны в XVIII-XIXвв., в 1955-1956гг. восстановлены восточное, северное и южное крыльца. Внутри здания стены первоначально были окрашены в голубой цвет и обработаны пилястрами. Впоследствии пилястры были срублены, стены и купол покрыты масляной живописью. Резной иконостас работы Ухтомского перенесен из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице и установлен здесь в 1956г.


Смоленская церковь. Фотография 2003г.


Смоленская церковь. Фотография 2017г.

Колокольня. Высокая, стройная пятиярусная колокольня является архитектурно-композиционным центром ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Она сооружена в эпоху расцвета барокко . Колокольня была заложена в 1741г. архитектором И.Ф.Мичуриным по проекту И.Я.Шумахера. В 1753г. проект существенно изменил архитектор Д.В.Ухтомский, введя дополнительно два верхних яруса. Строительство, производившееся под руководством И.Жукова, было завершено в 1769г. Колокольня выстроена из кирпича и оштукатурена, детали выполнены из белого камня. Фасады в первом ярусе обработаны рустами и пилястрами, в верхних ярусах - приставными колоннами коринфского ордера и декоративными вазами. По архитектурной композиции, изысканности силуэта, убранству колокольня принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества XVIIIв.


Колокольня. Вид с юга. Фотография 2003г.

Трапезная и церковь Сергия. Трапезная построена в 1686-1692гг. по повелению царей Ивана и Петра. Кирпичное здание с белокаменными деталями поставлено на подклете и окружено открытой галереей на столбах. Сама трапезная, перекрытая полулотковым сводом без промежуточных опор, принадлежит к зальному типу. Парадный трапезный зал предназначался для праздничных обедов и приемов. Для повседневного использования была отведена малая трапезная в юго-западной части здания. Памятник отличается богатством декоративного убранства в стиле "московского барокко". Белокаменные колонны наличников украшены сложной резьбой в виде виноградных лоз. Стены покрыты многоцветной росписью "в шахмат". В интерьере под поздней масляной живописью сохранились фрагменты росписи 1778г. Бесстолпная церковь, перекрытая сомкнутым сводом, занимает первый ярус одноглавого четверика в восточной части здания. Вход в нее из палаты оформлен торжественным порталом с боковыми резными колоннами. Пышный золоченый иконостас конца XVIIв. был перенесен сюда из разобранной московской церкви Николы "Большой крест". Над церковью во втором ярусе помещалась библиотека.


Трапезная. Западный фасад. Фотография 2003г.


Трапезная с церковью Сергия.
Юго-восточная часть. Фотография 2003г.


Трапезная. Северо-восточный угол с
крыльцом. Фотография 2003г.


Иконостас церкви Сергия. Фотография 2003г.

Больничные палаты. Комплекс состоит из двух одноэтажных корпусов с подвалами и шатровой церкви Зосимы и Савватия между ними. Первый этаж южного корпуса и церковь сооружены в 1635-1637гг., остальные части - во второй половине XVIIв. Здания кирпичные с белокаменными деталями, подвалы белокаменные. Церковь поставлена на высоком подклете, окружена открытой папертью. Она перекрыта сомкнутым сводом, отделяющим восьмерик и шатер от внутреннего пространства. Церковь имеет нарядную обработку фасадов, в которой наряду с зелеными поливными изразцами применены мотивы архитектуры XV-XVIIвв.: капители пилястр, декорация апсиды, переход от восьмерика к шатру. Комплекс, искаженный перестройками XVIII - XIXвв., реставрировался в 1938-1950гг.


Больничые палаты с церковью
Зосимы и Савватия. Фотография 2003г.

Казначейский корпус. Корпус включает в свой объем ряд отдельных построек XVIIв., объединенных в середине XVIIIв. Существующий внешний облик он приобрел в середине XIXв., когда был надстроен третий этаж. Хорошо сохранились древние формы входящей в состав корпуса "крепостной" палаты XVIIв. Трехъярусное с подвалом башнеобразное сооружение было покрыто невысоким шатром. Массивные стены с маленькими окошками придают архитектуре палаты крепостной характер. В интерьерах палаты сохранились различные по форме своды.

Ризница. Кирпичное двухэтажное здание ризницы выстроено в 1781г. по проекту архитектора И.Яковлева в формах раннего классицизма. Сохранились сводчатые перекрытия.


Ризница. Центральная часть,
вид с востока. Фотография 2003г.


Фрагмент стены ризницы с раскрытым древним
декором. Фотография 2017г.

Келейные корпуса: Варваринский, Предтеченский, Экономовский, Успенский и Инспекторский. Двух- и трехэтажные здания с подвалами сооружены из кирпича в первой половине XVIIв. Инспекторский и Успенский корпуса капитально перестроены от основания в 1816г. по проекту архитектора Ф.Соколова. Остальные корпуса сильно переделаны в XIXв. и утратили первоначальную планировку и сводчатые перекрытия. Предтеченский корпус реставрировали в 1960г.

Митрополичьи покои. Двухэтажное кирпичное здание с подвалами, выходящими на поверхность с южной стороны вследствие уклона местности, построено в первой половине XVIIв. и впоследствии неоднократно перестраивалось. Основной объем, опоясанный с трех сторон фризом из рельефных полихромных изразцов, сооружен в 1687-1692гг. Убранство северного фасада в стиле барокко относится к 1778г. Помещения перекрыты сводами. Парадные комнаты второго этажа отделаны в конце XVIIIв. росписью и лепниной. В интерьерах сохранились изразцовые печи с растительным орнаментом и сюжетными рисунками, мебель и предметы убранства XVIIIв. Здание реставрировалось в 1938-1939гг. и в 1945г.


Митрополичьи покои. Фотография 2003г.

Обелиск из естественного камня поставлен на монастырской площади в 1792г. по распоряжению митрополита Платона "в прославление обители". На постаменте с четырех сторон помещены овальные чугунные доски с надписями, перечисляющими заслуги монастыря.


Обелиск и Духовская церковь. Фотография 2003г.


Обелиск и низ колокольни. Фотография 2017г.

"Чертоги", или царский дворец. Двухэтажный кирпичный корпус с богатым декором из белого камня и полихромной поливной керамики построен в конце XVIIв. в формах "московского барокко". До 1815г. на южном фасаде были две открытые лестницы, ведущие на второй этаж. Сводчатые палаты располагаются двумя анфиладами. В 1740-х гг. они были нарядно отделаны, пышную барочную лепнину выполнили И.Саевич и М.Зимин. Отделка сохранилась в западных помещениях второго этажа. Там же находятся две изразцовые печи рубежа XVII-XVIIIвв. Большая часть интерьеров переделана в XIXв. Здание реставрировалось в 1950 и 1960гг.


"Чертоги". Вид с юга. Фотография 2003г.


"Чертоги", фрагмент южного фасада. Фотография 2003г.

Стены и башни. Стены монастыря построены из кирпича в 1540-1550-х гг. по образцу московского Китай-города. Стены были надстроены, усилены и приобрели современный вид в середине XVIIв. Они трехъярусные, два нижних яруса перекрыты сводами, третий - кровлей, опирающейся на боевой парапет стены и кирпичные столбы. По углам крепости поставлены угловые восьмигранные башни: Пятницкая, Уточья, Плотничья и Водяная, по периметру стен расположены прямоугольные башни: Красная, Сушильная, Звонковая, Каличья, Келарская, Пивная и Луковая. В середине XVIIв. башни были надстроены, за исключением угловых и Келарской, выстроенных вновь. Пятницкая башня имеет центральный пилон на всю высоту, служащий опорой для деревянных перекрытий. В других башнях перекрытия заменены кирпичными сводами. Келарская башня выстроена в 1643г. в качестве парадных келарских покоев. До 1849г. она состояла из трех ярусов сводчатых палат, в 1849г. надстроен четвертый ярус. По сторонам башни расположены гостиничные палаты. Южный корпус перестроен в XVIIIв. Северный корпус состоит из трех ярусов сводчатых зал, по верху которых проходит боевой ход стены. Дворик между палатами и башней перекрыт сводами. Самая нарядная из башен - Уточья. Ажурное декоративное завершение она приобрела при перестройке верха в конце XVIIв. Красная надвратная башня, оформляющая парадный вход в монастырь, перестраивалась в XVII и XIXв. Существующее завершение построено в 1950-х гг. и воспроизводит покрытия 1856г. Каличья, также надвратная, башня заново построена в 1758-1778гг. В ее архитектуре применены ордер и рустовка. Каменный шатер покрыт глазурованной черепицей. В 1780-х гг. отдельные участки западной стены перестроены, в XIXв. многие башни утратили шатровые покрытия, замененные кровлями с криволинейными очертаниями. С 1938г. проводилась реставрация монастырских укреплений.


Угловая Пятницкая башня. Фотография 1996г.


Красная башня с воротами. Фотография 2003г.


Красная башня с воротами. Фотография 2017г.


Уточья башня. Фотография 2003г.


Водяная башня. Фотография 2017г.


Сушильная башня. Фотография 2003г.


Каличья башня. Фотография 2003г.


Корпус у восточной стены. Фотография 2003г.