![]() Общий вид с юга. Фотография 2015г. |
Троицкий собор. Древнейший памятник лавры, построен в 1422г. на средства московского великого князя Василия I. Белокаменный четырехстолпный одноглавый храм с позакомарным покрытием - один из значительных памятников первой четверти XVв. Стены, верх барабана и апсид украшены трехчастными резными каменными поясами. Входы обрамлены килевидными перспективными порталами. Особая роль в архитектуре здания принадлежит системе отклонений от правильной геометрической формы (наклон стен, сужение проемов кверху и т.д.), создающей иллюзию значительной высоты и монументальности сооружения. В 1425-1427гг. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В 1635г. роспись была заменена новой, раскрытой при реставрации в 1949-1953гг. Особую ценность представляет иконостас, выполненный Андреем Рублевым и художниками его круга. К западному фасаду собора примыкает паперть XVIв. с фрагментами орнаментальной росписи того же времени и сводчатым перекрытием XVIIв. У юго-восточного угла собора находится Никоновский придел, сооруженный в 1548г., перестроенный в 1623г. Кирпичный, облицованный до половины высоты белым камнем бесстолпный придел перекрыт коробовым сводом и увенчан главой на световом барабане. Четверик придела увенчан кокошниками. Алтарная апсида украшена легкой аркатурой, расчлененной тремя рядами резных бусин. Часть южного фасада придела закрывает надгробие над могилой настоятеля монастыря Серапиона - Серапионова палатка, построенная в XVIв. и возобновленная в 1829г. Основной объем собора реставрировался в 1920-хх гг. и в 1966г.
![]() Троицкий собор. Вид с севера. Фотография 2003г. |
![]() Троицкий собор. Вид с востока. Фотография 2003г. |
Духовская церковь построена в 1476г. псковскими мастерами. Здание церкви кирпичное, перспективные порталы и цоколь белокаменные. Небольшой черырехстолпный храм замечателен как пример сочетания в одном здании церкви и колокольни, помещенной в основании барабана. Звонница отделена от храма глухим купольным сводом. Фасады четверика, расчлененные пучковыми лопатками, завершены ложными закомарами. Верх барабана и четверик храма опоясаны трехчастным фризом, состоящим из ряда терракотовых балясин и двух лент красных изразцов с растительным орнаментом. Памятник составляет важное звено в истории русского зодчества, в свое время он наметил пути дальнейшего развития русской культовой архитектуры. Художественный облик здания, существенно искаженный перестройками XVIII-XIXвв., во время реставрационных работ в 1937-1960гг. был в значительной степени восстановлен. Иконостас и масляная роспись стен выполнены в 1866г.
![]() Духовская церковь. Вид с северо-востока. Фотография 2003г. |
Успенский собор построен в 1559-1585гг. по повелению Ивана Грозного. Кирпичное здание по типу аналогично Успенскому собору Московского Кремля. Шестистолпный пятиглавый храм с пятью апсидами перекрыт крестовым сводом. Единственным украшением фасадов, расчлененных лопатками, служит аркатурный пояс. Под западной папертью был погребен царь Борис Годунов с семьей. После замены паперти в конце XVIIIв. существующим ныне крыльцом над гробницами поставили небольшую палатку - усыпальницу Годуновых. В середине XVIIIв. позакомарное покрытие собора было заменено четырехскатной кровлей, изменена форма глав, увеличена высота среднего барабана. В результате реставрационных работ 1968г. первоначальное покрытие по закомарам было восстановлено. Роспись стен внутри собора выполнена в 1684г. ярославскими мастерами во главе с Д. И В. Григорьевыми. Резной иконостас относится к концу XVIIв.
![]() Успенский собор. Вид с востока. Фотография 2003г. |
![]() Успенский собор. Вид с запада. Фотография 2003г. |
![]() Усыпальница Годуновых. Фотография 2015г. |
![]() Успенский собор. Вид с запада. Фотография 2017г. |
Надкладезная часовня представляет собой характерный образец архитектуры "московского барокко" конца XVIIв. Миниатюрное центрическое ярусное здание сложено из кирпича, декоративные детали - из поливной керамики и белого камня. На квадратное в плане основание опираются три убывающих к верху восьмигранных яруса, верхний восьмерик служит барабаном главы. Наличники и колонны нижнего яруса украшены орнаментальной резьбой и покрыты полихромной росписью. В декоре второго яруса использованы изразцы. Существующая стенная роспись интерьера и иконы выполнены в XIXв.
![]() Надкладезная часовня. Фотография 2003г. |
Церковь Иоанна Предтечи над Святыми воротами. Церковь построена в 1692-1699гг. на средства Строгоновых. Она сложена из кирпича, декор белокаменный. Первоначально церковь была пятиглавой. С трех сторон она окружена галереями. При последующих перестройках декоративное убранство в стиле "московского барокко" в значительной степени утрачено, церковь стала одноглавой. Церковь оформляла главный вход в монастырь. Она была выстроена на линии деревянной монастырской ограды XVIв., на месте прежней деревянной церкви, и поэтому с расширением границ монастыря оказалась внутри крепостных стен. В притворе сохранилась изразцовая печь конца XVIIв. В 1990-х гг. производились реставрационные работы, при этом восстановлено пятиглавие.
![]() Церковь Иоанна Пердтечи над Святыми воротами. Вид с территории монастыря. Фотография 2003г. |
![]() Церковь Иоанна Пердтечи над Святыми воротами. Вид с запада. Фотография 2003г. |
![]() Михеевская церковь. Фотография 2003г. |
Смоленская церковь построена в 1746-1748гг. на вклад А.Г.Разумовского, возможно по проекту Д.В.Ухтомского. Небольшой кирпичный оштукатуренный храм с усложненным планом и богатым белокаменным декором представляет собой яркий пример "елизаветинского" барокко. Большую художественную выразительность храму придают открытые крыльца с широкими лестницами на два всхода, расположенные по сторонам света. Крыльца были разобраны в XVIII-XIXвв., в 1955-1956гг. восстановлены восточное, северное и южное крыльца. Внутри здания стены первоначально были окрашены в голубой цвет и обработаны пилястрами. Впоследствии пилястры были срублены, стены и купол покрыты масляной живописью. Резной иконостас работы Ухтомского перенесен из разобранной московской церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице и установлен здесь в 1956г.
![]() Смоленская церковь. Фотография 2003г. |
![]() Смоленская церковь. Фотография 2017г. |
Колокольня. Высокая, стройная пятиярусная колокольня является архитектурно-композиционным центром ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Она сооружена в эпоху расцвета барокко . Колокольня была заложена в 1741г. архитектором И.Ф.Мичуриным по проекту И.Я.Шумахера. В 1753г. проект существенно изменил архитектор Д.В.Ухтомский, введя дополнительно два верхних яруса. Строительство, производившееся под руководством И.Жукова, было завершено в 1769г. Колокольня выстроена из кирпича и оштукатурена, детали выполнены из белого камня. Фасады в первом ярусе обработаны рустами и пилястрами, в верхних ярусах - приставными колоннами коринфского ордера и декоративными вазами. По архитектурной композиции, изысканности силуэта, убранству колокольня принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества XVIIIв.
![]() Колокольня. Вид с юга. Фотография 2003г. |
Трапезная и церковь Сергия. Трапезная построена в 1686-1692гг. по повелению царей Ивана и Петра. Кирпичное здание с белокаменными деталями поставлено на подклете и окружено открытой галереей на столбах. Сама трапезная, перекрытая полулотковым сводом без промежуточных опор, принадлежит к зальному типу. Парадный трапезный зал предназначался для праздничных обедов и приемов. Для повседневного использования была отведена малая трапезная в юго-западной части здания. Памятник отличается богатством декоративного убранства в стиле "московского барокко". Белокаменные колонны наличников украшены сложной резьбой в виде виноградных лоз. Стены покрыты многоцветной росписью "в шахмат". В интерьере под поздней масляной живописью сохранились фрагменты росписи 1778г. Бесстолпная церковь, перекрытая сомкнутым сводом, занимает первый ярус одноглавого четверика в восточной части здания. Вход в нее из палаты оформлен торжественным порталом с боковыми резными колоннами. Пышный золоченый иконостас конца XVIIв. был перенесен сюда из разобранной московской церкви Николы "Большой крест". Над церковью во втором ярусе помещалась библиотека.
![]() Трапезная. Западный фасад. Фотография 2003г. |
![]() Трапезная с церковью Сергия. Юго-восточная часть. Фотография 2003г. |
![]() Трапезная. Северо-восточный угол с крыльцом. Фотография 2003г. |
![]() Иконостас церкви Сергия. Фотография 2003г. |
Больничные палаты. Комплекс состоит из двух одноэтажных корпусов с подвалами и шатровой церкви Зосимы и Савватия между ними. Первый этаж южного корпуса и церковь сооружены в 1635-1637гг., остальные части - во второй половине XVIIв. Здания кирпичные с белокаменными деталями, подвалы белокаменные. Церковь поставлена на высоком подклете, окружена открытой папертью. Она перекрыта сомкнутым сводом, отделяющим восьмерик и шатер от внутреннего пространства. Церковь имеет нарядную обработку фасадов, в которой наряду с зелеными поливными изразцами применены мотивы архитектуры XV-XVIIвв.: капители пилястр, декорация апсиды, переход от восьмерика к шатру. Комплекс, искаженный перестройками XVIII - XIXвв., реставрировался в 1938-1950гг.
![]() Больничые палаты с церковью Зосимы и Савватия. Фотография 2003г. |
Казначейский корпус. Корпус включает в свой объем ряд отдельных построек XVIIв., объединенных в середине XVIIIв. Существующий внешний облик он приобрел в середине XIXв., когда был надстроен третий этаж. Хорошо сохранились древние формы входящей в состав корпуса "крепостной" палаты XVIIв. Трехъярусное с подвалом башнеобразное сооружение было покрыто невысоким шатром. Массивные стены с маленькими окошками придают архитектуре палаты крепостной характер. В интерьерах палаты сохранились различные по форме своды.
Ризница. Кирпичное двухэтажное здание ризницы выстроено в 1781г. по проекту архитектора И.Яковлева в формах раннего классицизма. Сохранились сводчатые перекрытия.
![]() Ризница. Центральная часть, вид с востока. Фотография 2003г. |
![]() Фрагмент стены ризницы с раскрытым древним декором. Фотография 2017г. |
Келейные корпуса: Варваринский, Предтеченский, Экономовский, Успенский и Инспекторский. Двух- и трехэтажные здания с подвалами сооружены из кирпича в первой половине XVIIв. Инспекторский и Успенский корпуса капитально перестроены от основания в 1816г. по проекту архитектора Ф.Соколова. Остальные корпуса сильно переделаны в XIXв. и утратили первоначальную планировку и сводчатые перекрытия. Предтеченский корпус реставрировали в 1960г.
Митрополичьи покои. Двухэтажное кирпичное здание с подвалами, выходящими на поверхность с южной стороны вследствие уклона местности, построено в первой половине XVIIв. и впоследствии неоднократно перестраивалось. Основной объем, опоясанный с трех сторон фризом из рельефных полихромных изразцов, сооружен в 1687-1692гг. Убранство северного фасада в стиле барокко относится к 1778г. Помещения перекрыты сводами. Парадные комнаты второго этажа отделаны в конце XVIIIв. росписью и лепниной. В интерьерах сохранились изразцовые печи с растительным орнаментом и сюжетными рисунками, мебель и предметы убранства XVIIIв. Здание реставрировалось в 1938-1939гг. и в 1945г.
![]() Митрополичьи покои. Фотография 2003г. |
![]() Обелиск и Духовская церковь. Фотография 2003г. |
![]() Обелиск и низ колокольни. Фотография 2017г. |
"Чертоги", или царский дворец. Двухэтажный кирпичный корпус с богатым декором из белого камня и полихромной поливной керамики построен в конце XVIIв. в формах "московского барокко". До 1815г. на южном фасаде были две открытые лестницы, ведущие на второй этаж. Сводчатые палаты располагаются двумя анфиладами. В 1740-х гг. они были нарядно отделаны, пышную барочную лепнину выполнили И.Саевич и М.Зимин. Отделка сохранилась в западных помещениях второго этажа. Там же находятся две изразцовые печи рубежа XVII-XVIIIвв. Большая часть интерьеров переделана в XIXв. Здание реставрировалось в 1950 и 1960гг.
![]() "Чертоги". Вид с юга. Фотография 2003г. |
![]() "Чертоги", фрагмент южного фасада. Фотография 2003г. |
Стены и башни. Стены монастыря построены из кирпича в 1540-1550-х гг. по образцу московского Китай-города. Стены были надстроены, усилены и приобрели современный вид в середине XVIIв. Они трехъярусные, два нижних яруса перекрыты сводами, третий - кровлей, опирающейся на боевой парапет стены и кирпичные столбы. По углам крепости поставлены угловые восьмигранные башни: Пятницкая, Уточья, Плотничья и Водяная, по периметру стен расположены прямоугольные башни: Красная, Сушильная, Звонковая, Каличья, Келарская, Пивная и Луковая. В середине XVIIв. башни были надстроены, за исключением угловых и Келарской, выстроенных вновь. Пятницкая башня имеет центральный пилон на всю высоту, служащий опорой для деревянных перекрытий. В других башнях перекрытия заменены кирпичными сводами. Келарская башня выстроена в 1643г. в качестве парадных келарских покоев. До 1849г. она состояла из трех ярусов сводчатых палат, в 1849г. надстроен четвертый ярус. По сторонам башни расположены гостиничные палаты. Южный корпус перестроен в XVIIIв. Северный корпус состоит из трех ярусов сводчатых зал, по верху которых проходит боевой ход стены. Дворик между палатами и башней перекрыт сводами. Самая нарядная из башен - Уточья. Ажурное декоративное завершение она приобрела при перестройке верха в конце XVIIв. Красная надвратная башня, оформляющая парадный вход в монастырь, перестраивалась в XVII и XIXв. Существующее завершение построено в 1950-х гг. и воспроизводит покрытия 1856г. Каличья, также надвратная, башня заново построена в 1758-1778гг. В ее архитектуре применены ордер и рустовка. Каменный шатер покрыт глазурованной черепицей. В 1780-х гг. отдельные участки западной стены перестроены, в XIXв. многие башни утратили шатровые покрытия, замененные кровлями с криволинейными очертаниями. С 1938г. проводилась реставрация монастырских укреплений.
![]() Угловая Пятницкая башня. Фотография 1996г. |
![]() Красная башня с воротами. Фотография 2003г. |
![]() Красная башня с воротами. Фотография 2017г. |
![]() Уточья башня. Фотография 2003г. |
![]() Водяная башня. Фотография 2017г. |
![]() Сушильная башня. Фотография 2003г. |
![]() Каличья башня. Фотография 2003г. |
![]() Корпус у восточной стены. Фотография 2003г. |