Усадьба представляет собой выдающийся архитектурно-художественный ансамбль конца XVIII - начала XIXв. Основание усадьбы относится к 1660-м гг., когда на крутом берегу Москвы-реки князем Я.Н.Одоевским был поставлен боярский двор с хоромами и каменной церковью. С 1681 по 1703г. усадьба принадлежала князю М.Я. Черкасскому, затем перешла князьям Голицыным, начавшим ее перестройку. Д.М.Голицын, сподвижник Петра I, около 1730г. перенес главный дом к западу от прежнего места и разбил регулярный парк. Существующий ансамбль был заложен в 1780г. Н.А.Голицыным и завершен Н.Б.Юсуповым, к которому имение перешло в 1810г. При восстановлении ансамбля после Отечественной войны 1812г. большинство построек было реконструировано и стилистически переработано. Дворцово-парковый ансамбль, развивавшийся как синтез архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства, окончательно сформировался к 1830г. В его облике отразились два этапа развития русского классицизма. В XIXв. на строительстве усадьбы работали известные московские зодчие О.И.Бове, С.П.Мельников, Е.Д.Тюрин, а также крепостные архитекторы во главе с В.Я.Стрижаковым. Сохранились все основные элементы богатой и обширной усадьбы. Утрачены часть служб, оранжереи и некоторые парковые сооружения. Симметричная планировка дворца и парка основана на принципе разрастания художественных впечатлений при движении по главной оси, начинающейся просекой, ведущей к дворцовому комплексу, и идущей через регулярный парк к берегу реки.
Дворец. Двухэтажный дворец с стиле зрелого классицизма построен из кирпича в 1780-1790гг. крепостными мастерами по проекту архитектора де-Герн. Симметричность композиции здания подчеркнута бельведером и центральным четырехколонными портиком ионического ордер. На парковом фасаде портику соответствует выступ овального зала, обработанный парными ионическими колоннами. Нижний этаж занят анфиладой парадных залов, отделанных лепниной, росписями, скульптурой, бронзой, украшенных картинами великих мастеров. Многие предметы искусства выполнены крепостными мастерами Юсупова на собственных заводах. Комнаты второго этажа служили жильем.
![]() Вид с северо-востока. Фотография 2004г. |
![]() Дворец, парк, подпорные стенки. Фотография 2004г. |
![]() Дворец, колоннада. Фотография 2019г. |
![]() Дворец, парковый фасад, бельведер. Фотография 2019г. |
![]() Дворец, фрагмент фасада. Фотография 2019г. |
![]() Во дворце. Египетский зал, или парадная столовая. Фотография 2019г. |
![]() Во дворце. Роспись стены. Фотография 2019г. |
![]() Во дворце. Потолок Египетского зала. Фотография 2019г. |
![]() Во дворце. Потолок. Фотография 2019г. |
![]() Во дворце. Скульптура "Спящая Венера". Фотография 2019г. |
![]() Во дворце. Скульптура Амура. Фотография 2019г. |
![]() Во дворце. Парадная спальня. Фотография 2019г. |
![]() Во дворце. Потолок Овального зала. Фотография 2019г. |
![]() Во дворце. Салон Ротари. Фотография 2019г. |
Парк. Парк, композиционно связанный с дворцом, представляет собой выдающийся образец садово-паркового искусства. Он состоит из регулярной части, разбитой в XVIIIв. по оси дворца, и окружающего ее пейзажного парка XIXв., сливающегося с окружающим ландшафтом. Перед южным фасадом дворца в 1790г. по проекту архитектора Тромбаро устроены две искусственные террасы. Они частично были переделаны в 1829г. В.Г.Дрегаловым. Террасы ограждены мраморными балюстрадами и украшены вазами, статуями и бюстами античных философов и героев. За нижней террасой простирается огромный партер, заканчивающийся площадкой над обрывом к берегу старицы Москвы-реки. Здесь стояли две оранжереи, разобранные в 1937г. в связи с новым строительством. В парке сохранились два корпуса, входившие в конце XVIIIв. в ансамбль Малого дворца, построенного для жены Голицына. Небольшой кирпичный павильон "Каприз" являлся первоначально центральной частью одноэтажного дворцового здания. Он был капитально перестроен в 1819г. по проекту Е.Д.Тюрина, надстроен и обработан в стиле ампир. Впоследствии боковые крылья были разобраны. Второй павильон, так называемый "Чайный домик" представляет собой центрическую постройку с рустованными стенами, завершенную купольной ротондой. Это средняя часть "библиотеки", боковые деревянные крылья которой были разобраны после 1829г. Интерьер павильона отделан архитектором Ф.И.Петтонди. Внутри здания коринфские колонны несут тонкий по выполнению кессонированный свод. В павильоне стоит мраморное надгробие Т.Юсуповой работы М.Антокольского, перенесенное сюда в 1939г. с кладбища при усадебной церкви. Из других парковых построек интересен храм-памятник Екатерине II. Миниатюрный кирпичный павильон построен в 1819г. архитектором Е.Д.Тюриным. В глубине павильона стоит бронзовая статуя императрицы в виде богини правосудия, выполненная академиком Ж.-Д.Рашеттом. В регулярном парке сохранился один из обвитых зеленью трельяжей - восточный. Вход в него оформлен в виде руины с большим арочным проемом. Аллея трельяжа приводит к памятнику А.С.Пушкину, установленному в память посещения поэтом Архангельского. На пьедестале выгравированы строки стихотворения, посвященного усадьбе и ее владельцу Юсупову. Розовая беседка поставлена над фонтаном со скульптурной группой "Мальчик с гусем", перенесенной сюда в 1850г. из грота нижней террасы. Мраморные колонны беседки поддерживают деревянный купол, покрытый росписью.
![]() Павильон "Каприз". Фотография 2004г. |
![]() Подпорная стенка. Фотография 2019г. |
![]() Обелиск императору Александру II. Фотография 2019г. |
![]() Розовый фонтан. Фотография 2019г. |
![]() Регулярный парк. Фотография 2019г. |
![]() Чайный домик. Фотография 2004г. |
![]() Храм-памятник Екатерине II.Фотография 2004г. |
![]() Дом для приезжающих. Фотография 2019г. |
Театр. Здание усадебного театра построено в 1817г. по проектам О.И.Бове и П.Гонзага архитектором В.Стрижаковым под руководством Е.Д.Тюрина и С.П.Мельникова. Последний выполнил внутреннюю отделку. Деревянное здание, оштукатуренное и обработанное под камень снаружи крайне лаконично, что характерно для позднего классицизма. Открытая двухмаршевая лестница пристроена в 1828г. В отличие от фасадов здания, зрительный зал торжественно и богато обработан в духе интерьеров Палладио. Декорации для театра были написаны известным итальянским художником-декоратором Пьетро Гонзага. Из 12 декораций до настоящего времени сохранилось 4. Сохранился также занавес. Усадебный театр является памятником мирового значения.
Конторский флигель. Двухэтажный корпус с кирпичным нижним и деревянным верхним этажами был перестроен в начале XIXв. в стиле классицизма по проекту Е.Д.Тюрина. Скромная внешняя обработка ограничивается небольшим портиком в пределах второго этажа и рустовкой стен в основании здания.
![]() Конторский флигель, вид с северо-запада. Фотография 2004г. |
![]() Конторский флигель, вид с юга. Фотография 2004г. |
"Ворота над оврагом". Двухэтажный служебный флигель построен в конце XVIIIв. Его первый кирпичный этаж в средней части прорезан сквозной аркой. Деревянный второй этаж был увенчан башней, разобранной при перестройке здания в начале XIXв. От первоначального псевдоготического убранства флигеля сохранились только декоративные впадины стрельчатого очертания на главном фасаде.
![]() "Ворота над оврагом", вид с северо-запада. Фотография 2004г. |
![]() "Ворота над оврагом", вид с юга. Фотография 2004г. |
![]() "Ворота над оврагом". Фотография 2019г. |
Церковь Михаила Архангела. Церковь является наиболее древней постройкой усадьбы. Она построена на старом боярском дворе князя Я.Н.Одоевского в 1667г. Небольшой кирпичный храм первоначально имел оригинальную асимметричную композицию. К центральному одноглавому четверику по диагонали примыкали два меньших по объему одноглавых придела. Главный объем и приделы завершались ярусами кокошников. Портик северного придела и западной паперти выходили на открытое северо-западное крыльцо. В первой четверти XIXв. Церковь была перестроена согласно требованиям «регулярности» классицизма. Юго-западный придел разобрали и перенесли, расположив симметрично северному, паперти, объединявшие приделы, увеличили в увеличили в высоту, переложив их своды. Покрытия заменили четырехскатными кровлями, окна были растесаны. В 1964-1965гг. памятник реставрировался с частичным восстановлением первоначального облика. Поздняя колокольня была разобрана, восстановлены позакомарные покрытия и прежний характер оконных проемов. Решение храма близко к церквям других вотчин Одоевских – Николо-Урюпина и Маркова. Вероятно, все они построены крепостным зодчим Одоевских Павлом Потехиным.
![]() Вид церкви с юго-востока. Фотография 2004г. |
![]() Вид церкви с юго-запада. Фотография 2004г. |
![]() Вид церкви с севера. Фотография 2004г. |
![]() Ворота ограды. Фотография 2004г. |
![]() Ограда церкви. Фотография 2019г. |
![]() Западная башня ограды. Фотография 2004г. |
![]() Святые ворота. Фотография 2004г. |
Храм-усыпальница Юсуповых. Усыпальница построена в 1910-1914гг. по проекту архитектора Р.И.Клейна в стиле неоклассицизма. Оштукатуренное кирпичное здание поставлено на высоком подклете. Кубический объем завершен купольной ротондой, опоясанной лепным барельефным фризом. Фасад украшен портиком под треугольным фронтоном. С двух сторон к центральному объему примыкают колоннады из колонн, облицованных искусственным мрамором. Колоннады организуют пространство перед входом в усыпальницу. Интерьер украшен колоннами и лепниной.
![]() Общий вид с северо-запада. Фотография 2004г. |
![]() Центральная часть усыпальницы. Фотография 2019г. |
![]() Интерьер усыпальницы. Фотография 2019г. |
![]() Интерьер усыпальницы. Фотография 2019г. |
![]() Колоннада. Фотография 2019г. |
![]() Фрагмент колоннады. Фотография 2004г. |