Петровская академия (МСХА им.К.А.Тимирязева)
Фото 2003г.
Главный корпус. Парковый (западный) фасад. Фотография 2003г.

Отдел рыбоведения Флигель Флигель Общежитие, позже учебные корпуса Корпус химических лабораторий Грот Ферма (конный двор) Корпус академии (конец XIX - начало XXв.) Дача (вторая половина XIXв.) Корпус академии (конец XIX - начало XXв.) Оранжерея Манеж Главное здание академии Электростанция Электростанция Администативный корпус Корпус академии (конец XIX - начало XXв.) Дача (вторая половина XIXв.) Дача (вторая половина XIXв.)

Деревня на реке Жабенке известна с конца XVI – начала XVIIв., когда она принадлежала князьям Шуйским. В 1639г. она перешла князьям Прозоровским, при которых здесь появился боярский двор. В 1676г. владение было продано К.П.Нарышкину и оставалось в его роду. Село стало называться Петровским. По преданию, Нарышкин освятил престол домовой церкви после рождения сына его дочери, царицы Натальи Кирилловны, будущего Петра I. В 1692г. была выстроена церковь Петра и Павла в стиле «нарышкинского барокко». В 1746г. владелица села Е.И.Нарышкина, фрейлина императрицы Елизаветы, была выдана замуж за К.Г.Разумовскго, брата известного фаворита. Разумовский решил превратить имение в роскошную усадьбу европейского размаха. Предполагают, что в строительстве участвовал архитектор А.Ф.Кокоринов. К 1786г. существовали деревянный дом, каменные флигели, каре хозяйственного двора с башнями, регулярный парк с прудами. В начале XIXв., при Л.К.Разумовском, около пруда стал формироваться пейзажный парк. Главный дом неоднократно перестраивался, оставаясь одноэтажным деревянным, в повышенной центральной частью. В 1812г. усадьба пострадала, при восстановлении была разобрана средняя часть комплекса флигелей, дом получил на парадном фасаде восьмиколонный ионический портик, на парковом - десятиколонный. В 1820г. Петровское-Разумовское перешла к В.Ю.Горчаковой, фактический им владел ее, Ю.В.Долгоруков, устраивавший здесь пышные и многолюдные гуляния и фейерверки. В 1828г. усадьбу приобрел П.А. фон Шульц, содержатель аптеки в Москве. Большая часть построек при нем сдавались под дачи. В 1860-1861гг. казна приобрела Петровское-Разумовское для размещения новой Земледельческой Академии, названной по усадьбе Петровской. Академия была открыта в 1865г. и стала одним из крупнейших сельскохозяйственных учебных заведений в России. Каменные здания усадьбы были перестроены и надстроены специально для Академии преимущественно по проектам Н.Л.Бенуа, деревянный главный дом заменен каменным «зданием аудиторий». В 1869г. в одном из гротов в парке произошло знаменитое убийство студента И.И.Иванова группой членов революционно-террористического кружка С.Г.Нечаева. После этого устав учреждения был преобразован. В 1890г. занятия приостановлены, а в 1894г. открыт Московский сельскохозяйственный институт, вскоре ставший крупным научным центром. Строились новые здания. Выстроенное в 1886-1887гг. общежитие для студентов было в 1897г. расширено удлинением ризалитов на север. В 1912-1914гг. был выстроен грандиозный учебный корпус в неоклассических формах. Здание стало называться «корпусом химических лабораторий». В 1912г. была построена институтская электростанция в неоклассических формах. На месте бывшего «зверинца» в 1915-1917гг. был выстроен «Дом отделения рыбоведения», позднее Полиграфический институт. Рядом с ним в 1970г. был построен новый восьмиэтажный корпус. В 1923г. институт был преобразован в Сельскохозяйственную Академию им. К.А.Тимирязева. Был выстроен студенческий городок. В 1938г. уничтожена церковь, на ее месте прошла Тимирязевская улица, ставшая крупным транспортным проезом. Продолжали строиться новые здания. Здания, выстроенные близко к центру усадьбы в разностильных, но подчеркнуто представительных формах, создали вокруг него градостроительный хаос.

Главное здание Академии Двухэтажное кирпичное здание построено в 1863-1865гг. по проекту Н.Л.Бенуа под наблюдением П.С.Кампиони на месте разобранного деревянного главного дома усадьбы. При этом южное крыло было сохранено и перестроено в отдельное здание. Здание является образцом эклектики в псевдобарочных формах, присущей работам Бенуа. Уравновешенная композиция, крупные пропорции, сплошная рустовка нижнего этажа придают зданию представительность общественного сооружения. Главный, восточный фасад решен лаконично и суховато. Над плоским центральным ризалитом с крупными арочными окнами и тосканским портиком второго этажа помещена часовая башня с колоколом. Боковые ризалиты выступают сильнее, придавая фасаду строгую замкнутость. Парковый фасад значительно более наряден. Здесь развит дворцовый облик дома. Второй этаж декорирован трехчетвертными колоннами с окрашенными под темную бронзу капителями и базами. Карниз имеет дробную барочную креповку и увенчан парапетом с вазами на тумбах по осям колонн. Арочные окна первого этажа заглублены в сложно профилированные ниши, в верхнем этаже в центре окна значительно крупнее. Нарядность фасада усиливают маленькие, мягко очерченные балконы с коваными металлическими ограждениями. Особую выразительность придают фасаду выпуклые стекла окон, создающие дополнительную игру света. Стекла финского производства Бенуа заказал специально для здания Академии. Интерьеры здания отличаются необычайной представительностью. Обширный вестибюль расположен ниже уровня первого этажа, что придает ему высоту и парадность, он окружен высокими арками. Три лестницы ведут в продольные сводчатые коридоры и к центральной двери, украшенной лепным наличником. В центральный парковый ризалит выходит актовый зал, открывающийся тремя арочными дверями в вестибюль. Зал выделен особо нарядной декорацией.

Фото 2003г.
Центральный ризалит паркового фасада. Фотография 2003г.

Фото 2001г.
Главный фасад. Фотография 2001г.

Фото 2001г.
Центральная часть главного фасада. Фотография 2001г.

Фото 2003г.
Главный корпус вечером. Фотография 2003г.

Ферма (Конный двор). Здание построено в 1770-х – начале 1780-х гг. Общая планировка – каре с круглыми угловыми башнями, выделенными порталами, обработка которых утрачена. Дробные многопрофильные карнизы характерны для перехода от барокко к классицизму. Объединение окон обоих этажей вертикальными нишами характерно для раннего классицизма. Пластическую выразительность здания усиливают изогнутые соединения корпусов с башнями. При перестройке для Академии в 1860-х гг. крылья переднего фасада стали двухэтажными, второй этаж был устроен в старом объеме корпуса. Башни были надстроены и получили массивные конусообразные кровли с люкарнами. Над задними корпусами в 1868г. были надстроены деревянные мансарды, частично сохранившиеся до настоящего времени. Части здания, ставшие двухэтажными, были обработаны нишами, объединившими оба этажа. При всех переделках и утратах здание Фермы является наиболее сохранившимся памятником старой усадьбы.
Фото 2003г.
Центральный повышенный объем Фермы
вечером. Фотография 2003г.

Флигели. Флигели построены, вероятно, в 1750-1760-х гг. Первоначально они образовывали пятигранную ломаную линию одноэтажных корпусов, окружавших парадный двор, с объемом въездной арки в центре среднего корпуса. Внешние фасады были вполне обычны для архитектуры того времени: частый ряд довольно крупных окон с наличниками и подоконными филенками, карнизы, низкие подвальные окна. После 1812г. средний корпус был разобран. Фасады стали значительно лаконичнее. При перестройке зданий для Академии в 1860-х гг. флигели были надстроены вторым этажом, их фасады заново обработаны в приемах эклектики, возможно, по проекту Л.Н.Бенуа. Парадным стали фасады со стороны двора, расчлененные классическими вертикальными нишами. Высокие арочные окна нижнего этажа отвечают окнам главного здания. Таким образом был создан единый представительный ансамбль. Верхние окна обрамлены плоскими наличниками барочного рисунка. Наружные фасады более просты по обработке. Парадный двор превратился в площадь перед главным зданием, необычная планировка подчеркивала ее значительность, и теперь, в уплотнившейся беспорядочной застройке окружающей центр усадьбы, постановка флигелей поддерживает и охраняет композиционный смысл центра. Через несколько лет после перестройки северный флигель был укорочен со стороны церкви для расширения проезда. В 1898г. к южному флигелю пристроили корпус, вытянутый в сторону Фермы.

Фото 2003г.
Южный флигель вечером. Фотография 2003г.

Оранжерея. Здание оранжереи построено в 1786г. Первоначально оно было одноэтажным с мезонином над расширенным центральным объемом. Собственно оранжереи со сплошным остеклением южного фасада занимали крылья, центральный объем, по-видимому, служил увеселительным павильоном. На северном фасаде сохранились три первоначальных ризалита и часть обработки XVIII – первой половины XIXв. В 1864-1865гг. здание было перестроено по проекту Н.Л.Бенуа для размещения сельскохозяйственного музея, с надстройками квартир над центром и боковыми крыльями и сооружением южного фасада. В 1880г. здание горело и в 1883г. было восстановлено по проекту И.С.Китнера. Южный фасад получил банальную лепную эклектическую обработку. В советское время к восточному торцу пристроили новый корпус, а к центральному ризалиту северного фасада – большой тамбур в грубо стилизованных классических формах.

Фото 2003г.
Оранжерея, южный фасад. Фотография 2003г.

«Манеж». Здание традиционно называется «манежем», хотя по своей планировке и небольшому размеру не могло отвечать такому назначению. Его первоначальная архитектура неизвестна. Постройка здания датируется 1750-1780гг. Композиция ротонды с пониженными крыльями возможна для павильона эпохи зрелого барокко. На чертеже начала XIXв. здание изображено завершенным не куполом, а узкой башенкой-бельведером с изогнутой «китайской» кровлей и шпилем. При перестройке 1860-х гг., предположительно выполненной Н.Л.Бенуа, сохранились лишь стены и проемы ротонды. Здание стало двухэтажным, центральная ротонда была слегка повышена и покрыта низкой конусообразной кровлей. Фасады обработаны эклектической лепниной, в нижнем этаже руст и перспективные наличники, во втором – ионические пилястры и фигурные филенки на скругленных углах. До 1879г. в здании размещалась студенческая столовая, позднее «лесной кабинет».

Парк. Регулярный парк основан в 1760-х гг., но планировка сформировалась постепенно. Пологий склон, ведущий от главного дома к пруду, расчленен на несколько выровненных террас, к настоящему времени перепады террас стали менее четкими. Аллеи парка были обсажены липами в два и более рядов. Сохранилось много старых деревьев. Наиболее нарядна верхняя терраса, около дома, заполненная цветниками. Ее подпорная стенка переложена в 1864г. На тумбах балюстрады тогда были установлены вазы вместо прежних аллегорических статуй и бюстов римских императоров. В центре террасы поставили фонтан. Два деревянных павильона конца XVIII-начала XIXв. не сохранились. Пейзажный парк был разбит в начале XIXв. и занимал часть нижней террасы и территорию вдоль южной границы регулярного парка. В парке было несколько павильонов, как деревянных, так и каменных, и два грота. Сохранился только один грот, расположенный вблизи пруда. Он выполнен в монументальных ампирных формах. Внутрь ведут три проема, разделенные пилонами. В проемы введены пары тяжелых белокаменных ордер колонн, поставленных в два ряда, что зрительно увеличивает глубину внутреннего пространства. Горизонтальные перемычки закреплены перевернутыми белокаменными клиньями над колоннами, ярко выделявшимися на темном фоне кирпича. В недавнее время стены и колонны выкрашены белой краской. Холмик над гротом был увенчан деревянной беседкой-бельведером, утраченной во второй половине XIXв. В 1980-х гг. в верхней части парка были установлены четыре аллегорические статуи «Времена года», перенесенные из Таганского парка культуры. В начале XXв. они находились в усадьбе Боткиных в Петроверигском переулке. Они по легенде происходят из Воронежского дворца Петра I.

Фото 2003г.
Аллегорическая статуя «Зима» на
средней террасе парка. Фотография 2003г.

Фото 2003г.
Аллегорическая статуя «Весна» на
средней террасе парка. Фотография 2005г.

Фото 2003г.
Аллегорическая статуя «Лето» на
средней террасе парка. Фотография 2005г.

Фото 2008г.
Аллегорическая статуя «Осень» на
средней террасе парка. Фотография 2008г.

Фото 2006г.
Ваза на лестнице. Фотография 2006г.

Фото 2003г.
Грот. Фотография 2003г.

Фото 2003г.
Фрагмент грота. Фотография 2003г.

Фото 2005г.
Грот. Фотография 2008г.

Фото 2005г.
Аллея парка и главный дом. Фотография 2005г.

Корпус химических лабораторий. Громадный учебный корпус в неоклассическом стиле построен в 1912-1914гг. по проекту Н.Н.Чернышева в сотрудничестве с ведущими профессорами института. Вестибюль здания парадно отделан. В центральной купольном ризалите расположен большой амфитеатр. В корпусе расположились лаборатории И.А.Каблукова, поэтому здание стало называться «Корпус химических лабораторий». Другое его название «Корпус №1».

Электростанция. Электростанция была построена в 1912. в неоклассических формах по проекту Н.Н.Чернышева к северу от главного здания.

Корпус рыбоведения. Корпус построен на месте бывшего «зверинца» в 1915-1917гг. Позднее в здании разместился Полиграфический институт (ныне Московский Государственный Университет печати).

Общежитие. Трехэтажное здание общежития построено в 1886-1887гг. по проекту С.И.Тихомирова. В 1897г. оно было расширено за счет удлинения боковых ризалитов к северу. В 1912-1913гг. его переделал штатный архитектор института Г.А.Кайзер под учебные и обественные студенческие помещения с квартирами для преподавателей в восточном крыле. К центру переднего фасада были пристроена столовая с огромными окнами.