Советская архитектура
Архитектура советского периода, с 1917 по 1980-е гг., выделена в отдельный раздел и представлена наиболее значимыми и удачными произведениями, а также некоторыми характерными примерами зданий различных периодов. Можно выделить несколько этапов развития советской архитектуры. В 1918г. при Моссовете была организована архитектурно-планировочная мастерская под руководством И.В.Жолтовского и А.В.Щусева, приступившая к разработке плана "Новая Москва". Тогда же была создана "Всероссийская комиссия по реставрации", наметившая и начавшая первоочередные реставрационные работы. В эти годы крупное строительство не велось, в Москве осуществлялся план монументальной пропаганды, поставлены памятники, монументы, мемориальные доски ученым, писателям, революционерам. План "Новой Москвы" был разработан А.В.Щусевым в 1923г., план "Большой Москвы" - в 1925г. С.С.Шестаковым. В 20-х - начале 30-х гг. создан ряд интересных зданий, отличающихся от эклектики предреволюционных лет рациональностью построения плана, широким использование новых материалов и конструкций. В 1927-1930гг. построены первые рабочие клубы - компактные архитектурные объемы с крупномасштабной пластической разработкой фасадов и четкой функциональной взаимосвязью внутренних помещений. Применение обнаженных железобетонных конструкций, обширных поверхностей стекла свидетельствовали о формировании нового направления в архитектуре, получившего название "конструктивизм". В 20-30-х гг. строились здания и ансамбли нового типа - дома-коммуны и жилые поселки. Однако, архитектурные искания тех лет часто опережали реальные возможности строительства. В эти годы режима строгой экономии распространилась "коробочная" архитектура, строилось много безликих, унылых, безрадостных зданий. Улучшение хозяйственно-экономического положения страны в 1930-х гг. совпало с началом формирования культа личности Сталина, что требовало создания архитектуры, которая своими необычайно торжественными, величественными и пышно украшенными формами могла бы прославить его деятельность. Наметился переход от лаконичных, несколько суровых форм советской архитектуры 20-х гг. к архитектуре, опирающейся на образцы Ренессанса, русского классицизма, других национальных стилей. В декоративном убранстве стали применяться мрамор, гранит, ценные породы дерева, другие дорогостоящие материалы. В 1930-1950-х гг. построены ансамбли основных магистралей города, облик которых стали определять многоэтажные кирпичные дома, богато декорированные, часто отделанные естественным камнем. Эти магистрали определили "державный" облик столичного города. В новом силуэте Москвы важную роль сыграли первые высотные здания, построенные в 1949-1957гг. они оформили ансамбли важнейших площадей города и своими островерхими завершениями перекликаются с силуэтом Кремлевских башен. В послевоенной архитектуре украшательства и "излишества" достигли особого расцвета, в том числе это проявилось в обработке высотных зданий. Вскоре после смерти Сталина, в 1954г. на Всесоюзном совещании строителей это направление было осуждено, и положено начало строительству зданий, лишенных всякого декора. Строительство в основном однотипных жилых и общественных зданий с применением крупноблочных и панельных железобетонных конструкций было обусловлено остротой жилищной проблемы в стране, и в том числе в Москве. В 1950-1980гг. массовое панельное строительство, в основном на окраинах города, позволило в значительной степени решить проблему жилья для москвичей, но превратило большинство этих районов в совокупность безликих одинаковых коробок. В эти годы, однако, создается ряд интересных по архитектуре общественных зданий по индивидуальным проектам.
Дом был построен в 1934г. архитектором И.Жолтовским, художественные принципы которого сложились до революции. Убежденный сторонник искусства Возрождения, он возвел здание, формы которого повторяют формы итальянских палаццо, созданных в XVIв. А.Палладио. Жолтовский украсил фасад многоэтажного дома огромными полуколоннами. Мастерство общей композиции, пропорций, прорисовки деталей произвели огромное впечатление на современников. Колоссальные колонны, классические карнизы и пышные балюстрады балконов были призваны показать величественную фасадность здания. Дом отодвинут от красной линии, из-за чего образовалась пространственная зона, позволившая ему существовать вблизи нового окружения, не завися от него и не определяя его. Дом стал началом определенного направления в советской архитектуры 1930-1950-х гг. Можно посмотреть фотографии
Построено в 1948-1952гг. Д.Н.Чечулиным и А.К.Ростковским. Можно посмотреть фотографии
Высотный дом на площади Восстания (ныне Кудринская) построен в 1953г. по проекту архитекторов М.В.Посохина, А.А.Мндоянца, инженера И.В.Вохомского. Он поставлен на важном перекрестке Садового кольца с улицами Поварской, Большой Никитской и Баррикадной. Крутой перепад рельефа к руслу реки Пресни потребовал создания цокольного этажа в виде подпорной стенки из гранитных квадров, придающего зданию особую монументальность. По сравнению с другими высотными зданиями дом имеет менее расчлененный объем и сложный план. Можно посмотреть фотографии
Жилой высотный дом построен в 1953г. по проекту А.Н.Душкина и Б.С.Мезенцева. Можно посмотреть фотографии
Построена в 1949-1953г. по проекту Л.М.Полякова и А.Л.Борецкого. Для здания, стоящего на геологически сложном месте, над двумя подземными реками, был сооружён фундамент из 1400 вибронабивных железобетонных 10-метровых свай. В архитектуре здания, кроме элементов ар-деко были широко использования мотивы древнерусской архитектуры. Освоение русского культурного наследия было в то время продиктовано правительством. Позже, в 1954-1955 годах, уже при Хрушёве, архитекторы были подвергнуты критике и обвинениям за излишнюю помпезность и необузданное украшательство, лишены Сталинских премий, Поляков уволен из Моспроекта.
Здание построено в 1948-1952гг. архитекторами В.Г.Гельфрейхом и М.А.Минкусом. Можно посмотреть фотографии
Комплекс МГУ им.М.В.Ломоносова на Ленинских (Воробьевых) горах создан в 1949-1953гг. по проекту Л.Руднева, С.Чернышева, П.Абросимова, А.Хрякова, В.Насонова. На территории в 320га расположены учебные и обслуживающие корпуса, спортивные сооружения, ботанический сад, лесопарк. Главный корпус МГУ - одно из лучших высотных зданий Москвы. Оно состоит из центральной 36-этажной башни и боковых 9-и и 18-и этажных крыльев. В нем объединены учебные аудитории, научные лаборатории, библиотеки, жилье для студентов, аспирантов, преподавателей, актовый зал на 1500 человек, столовые, плавательный бассейн и т.п.
Красота очертаний достигнута благодаря гармоничности пропорций, нарастанию объемов к центральной башне. Окна сгруппированы по два и объединены вертикальным филенками на всю высоту здания, что позволило избежать однообразия. В центральной башне окна объединяются по четыре. Можно посмотреть фотографии
Построена в 1957г. по проекту А.Г.Мордвинова, М.В.Першина. Можно посмотреть фотографию
Один из клубов, начало постройки которых было приурочено к 10-летию Октябрьской революции. Строительство клуба им.Зуева велось по проекту И.Голосова и завершилось в 1929г. Рабочий клуб - это новый тип здания, сложившийся после революции и предназначенный для политической агитации, культурно-массовой работы и физического воспитания широких слоев рабочего класса. Он обязательно включал зрительный зал, помещения для занятий кружков, физкультурный зал и детские комнаты. Архитектору приходилось объединять в одном здании различные по назначению помещения. При проектировании внешнего облика клуба применены формы промышленной архитектуры, что было традиционно в то время. Лестничной клетке, расположенной на углу здания, архитектор придал цилиндрическую форму, характерную для элеваторов. Наверху ее пересекает бетонный пояс, прорезанный прямоугольными окнами. Другие части здания и интерьеры также имеют своим прототипом элементы фабрично-заводской архитектуры. Сходство усиливает серая бетонная штукатурка, которой отделано здание. Зрительный зал на 950 мест был одним из самых крупных в клубном строительстве тех лет. Можно посмотреть фотографии
Построен в 1930-1937гг по проекту братьев Л.,В. и А.Весниных на территории бывшего Симонова монастыря, для чего значительная часть монастырских строений была разрушена. Дворец культуры представляет собой одно из самых интересных клубных зданий того времени. Корпуса образуют в плане подобие буквы Г, включают зрительный зал на 1200 мест, библиотеку, детские комнаты, другие клубные помещения. Снаружи интересны рисунок "витража" фойе театрального зала, полуротонда, обращенная в сторону Москвы-реки. Внутри эффектны фойе, полукруглый в плане зимний сад с фонтанами, оригинальные по форме лестничные площадки. В архитектуре здания наметился переход от сухости и аскетизма конструктивизма к более богатым и разнообразным приемам. Можно посмотреть фотографии
Построен в 1927-1929гг. К.С.Мельниковым. Индивидуальный облик здания определяют выведенные вовне и консольно нависающие над улицей объемы амфитеатров трех аудиторий. Благодаря острому, оригинальному архитектурному решению массы здания энергично вторгаются в пространство. Незастроенность прилегающих участков позволяют воспринимать скульптурную целостность сооружения. В настоящее время в здании размещается театр под управлением Р.Виктюка. Можно посмотреть фотографии
Клуб построен в 1927г по проекту архитектора К.Мельникова, часто использовавшего в своих произведениях индустриальные и технические формы. Архитектура клуба относительно скромна. Расположенный на углу улицы, он решен в виде полуцилиндра, обращенного к перекрестку и прорезанного узкими вертикальными окнами. Далеко выдвинутый вперед вход охватывает наружная лестница, ведущая на второй этаж. Благодаря этим приемам небольшое здание обретает характер общественного сооружения. Во внешнем объемном построении были применены технические заводские формы, связанные с производством каучука. При всем лаконизме архитектурного языка клуб привлекает к себе эффектом композиции, отличной от однообразия приемов конструктивизма. Расположенный справа спортзал выглядит пристройкой, слабо связанной с основным объемом. Внутри клуб мало примечателен. Можно посмотреть фотографию
Построен в 1928г. по проекту архитекторов М.Барща и М.Синявского почти полностью из железобетона. Авторы отказались от сильных в то время элементов индустриальности в облике зданий и старались достигнуть определенной остроты новой архитектурной формы, исходя из назначения сооружения. Вход здания, расположенного в глубине участка, был акцентирован сильно вынесенным железобетонным зонтом, окрашенным в ярко-желтый цвет. Демонстрационный зал перекрыт высоким серебристым куполом из алюминия, привлекающим внимание необычностью своей яйцевидной формы. Необычные архитектурные формы, рожденные функциональными требованиями и новыми конструкциями, делают Планетарий оригинальным по композиции и острым по силуэту. Стремление к асимметрии в построении объемов, принятое в те годы, выражено в нарочито выступающих стенках и вынесенные пристройках, напоминающих архитектуру промышленно-технических сооружений. Построен в 1931-1934гг. по проекту братьев Л.,В. и А.Весниных. Предназначался для клуба Общества политкаторжан. Наружные асимметричные разнообразные по форме и размерам объемы отличаются известной сухостью. Внутри авторы создали единую группу общественных помещений, из которых особенно удалось центральное фойе с большими окнами и прилегающими залами, а также зрительный зал, стены которого отделаны палисандровым деревом. Здание представляет собой пример развития специфических черт архитектуры клубов тех лет. Можно посмотреть фотографию
Одно из интереснейших общественных зданий Москвы 1920-х гг. спроектировано французским архитектором Ле Карбюзье и построено в 1929-1936гг. при участии архитектора Н.Колли. Здание занимает весь квартал. Его главный фасад обращен в сторону проектировавшегося нового проспекта (ныне проспект Академика Сахарова), а на улицу Кирова (Мясницкую) выходит задний фасад. Композиция прямоугольных корпусов усложнена введением зала собраний, параболического в плане. Сплошное застекление фасадов, облицовка частей стен красновато-лиловым туфом, железобетонные столбы конструкций, другие элементы в свое время вызывало подражание. К сожалению, позднее первый этаж, предназначавшийся для стоянки машин, был застроен, что исказило первоначальную архитектуру здания. Можно посмотреть фотографии
Здание построено в 1932-1935г. по проекту архитектора А.Лангмана. Его сооружение положило начало реконструкции Охотного ряда с продовольственными лавками и магазинами и всего центра города. Общественное, государственное значение здания подчеркнуто устремленными ввысь формами, спокойным, торжественным членением стен лопатками, большими широкими окнами. Облицовка стен светлым известняком, а цоколя гранитом усиливает впечатление монументальности. Для облицовки стен были использованы плиты протопоповского доломита, снятые с храма Христа Спасителя при его разборке, этот достаточно мягкий и пористый материал в атмосфере центра города приобрел к настоящему времени серо-коричневую окраску. Дом Сто проектировался в годы, когда на смену формам 1920-х гг. приходили формы классики. Лангман использовал лишь отдельные классические элементы, например, каннелированные лопатки и аттик на фасаде. Здание отличают строгость и сдержанность архитектурных форм. Можно посмотреть фотографию
Здание редакции и типографии газеты "Известия" построено в 1925-1927гг. по проекту Г.Б.Бархина при участии М.Г.Бархина. Это одно из первых деловых зданий советского времени, в котором утверждается "конструктивистский" стиль. Первоначально, до реконструкции площади, стояло на затесненном участке, заслоняемое стенами и колокольней Страстного монастыря. В настоящее время является частью комплекса "Известий", определив высотный и ритмический строй нового сооружения. Можно посмотреть фотографию
Здание телеграфа построено в 1925-1927гг. по проекту инженера И.Рерберга. Архитектура созданного им сооружения не содержит принципиально новых черт, отличных от его построек предреволюционного времени. Членение стен с большими окнами, рисунок деталей напоминают конторские здания начала XXв. Новые черты, однако, сказываются в масштабе здания Можно посмотреть фотографии
Центральный стадион в Лужниках был построен в 1954-1956гг. по проекту А.Власова, В.Поликарпова, Н.Резникова. Территория комплекса отделена от города насыпью окружной железной дороги, что создает некоторую обособленность, необходимую для создания целостного спортивного городка. Стадион в то же время композиционно связан с окружающей застройкой: Большая спортивная арена помещается на продолжении оси ансамбля Университета, а Малая спортивная арена и Бассейн - симметрично этой оси. Отдельно расположен Дворец спорта. Большая спортивная арена, центральное сооружение комплекса, вмещает более 100тыс. зрителей. Для создания ее единого облика за основу оформления принят повторяющийся мотив внешних опорных конструкций, имеющих вид своеобразной колоннады. Здание смонтировано из прямоугольных и трапециевидных конструктивных элементов. Верхний ярус стадиона почти весь был застеклен и украшен цветной майоликой. В конце 1990-х гг. над спортивной ареной сооружен прозрачный купол, перекрывший всю ее площадь. В Малой арен и Бассейне амфитеатр опирается на колоннаду, поставленную на цокольный этаж. "Воздушность" композиции обусловила легкость и стройность зданий и связала их с окружающим пространством. Дворец спорта решен более строго. Детали оформления хорошо уравновешены, спокойны. Некоторая монотонность и сухость композиции несколько снижают архитектурные достоинства здания. Дом начали строить как доходный в 1912г. Уже в следующем году его угловая часть рухнула из-за несоблюдения строительных норм и по недосмотру архитектора Н.Д.Струкова. Недостроенный дом в 1923г. был передан Моссельпрому - Объединению по переработке сельскохозяйственной продукции. Строительством восьмиэтажного здания для Моссельпрома руководил инженер В.Д.Цветаев, угловую башню разработал крупный специалист по железобетонным конструкциям А.Ф.Лолейт. На первом этаже размещались мучные склады и администрация московских продуктовых магазинов, верхние этажи занимало правление треста. Торцовый фасад здания был украшен рекламой, выполненной художником А.М.Родченко и поэтом В.В.Маяковским. На каждом из шести верхних этажей было изображено по одному рекламируемому продукту. Под карнизом и на котельной трубе повторялась надпись "Моссельпром". С левой стороны были изображены восьмигранники, окрашенные в желто-красные полосы и перевязанные, как коробки конфет, черными лентами с надписями "дрожжи", "папиросы", "пиво и воды", "печенье", "конфеты", "шоколад". Под окнами 4, 6 т 8 этажей стену пересекала знаменитая фраза Маяковского "Нигде кроме, как в Моссельпроме". В 1937г. Моссельпром был закрыт, а еще раньше со стен дома исчезла реклама. Она была восстановлена в 1997г., к юбилею города, по проекту архитектора, преподавателя МАРХИ, Е.Б.Овсянниковой. Надписи были выполнены непосредственно по штукатурке акриловыми красками, выдерживающими низкие температуры. Можно посмотреть фотографию
Комплекс зданий Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) построен у выхода Нового Арбата к Москве-реке в 1963-1970гг. по проекту М.В.Посохина, А.А.Мндоянца, В.Свирского. Архитектурный замысел создает пластически выразительную композицию. Комплекс состоит из трех групп: 31-этажного административного здания, двухэтажного стилобата, где сосредоточены помещения конференц-зала, и 13-этажной гостиницы. Асимметричная система отдельных объемов объединена общим замыслом. Высотное здание выполнено в виде двух соединенных лифтовым холлом изогнутых крыльев, раскрытых к Кутузовскому проспекту. Мощные высотные крылья, распластанный стилобат, цилиндрический объем зала, простой параллелепипед гостиницы и спираль подъездной эстакады предстают перед зрителем в различных сочетаниях и богатой смене ракурсов. На барабане круглого в плане конференц-зала с внешней стороны выложена многокрасочная мозаика из естественного камня (художник Г.Опрышко). Можно посмотреть фотографию
Построен в 1961г. по проекту архитекторов Ю.Шевердяева, Д.Солопова, Э.Гаджинской, инженеров Ю.Дыховичного, Е.Станиславского. Здание стоит на островке между бульваром и сквером в окружении транспортных потоков. Перекинув мост-эстакаду с парадной лестницей через проезд, авторы раздвинули участок, связав кинотеатр со сквером. Основное ядро кинотеатра - зрительный зал на 2500 мест и прилегающее к нему фойе - решены как общее пространственное целое. Балкон зала выполнен в виде железобетонной консольной системы, его наклонная плита служит потолком фойе, и выведенная на главный фасад здания, она также является козырьком над входом, образуя своеобразный портал. Эта композиция, предложенная впервые Л.Павловым в 1958г. в конкурсном проекте, впоследствии получила широкое распространение в зрелищных сооружениях большой вместимости. Можно посмотреть фотографию
Здание концертного зала построено в 1940г. по проекту Д.Чечулина и К.Орлова. Оно выполняет важную градостроительную роль, организуя угол Триумфальной площади и Тверской улицы. Главный фасад обращен к площади. Здание выполнено в крупных архитектурных формах. Портик в массивными пилонами увенчан сложным парапетом. Стены покрыты крупным цветным орнаментом. Овальная форма зала с сильно выдвинутой эстрадой обеспечивает его высокие функциональные качества. Можно посмотреть фотографию
Высотный комплекс гостиницы "Пекин" построен в 1941-1956гг. по проекту Д.Чечулина. Он явился одним из зданий, определивших монументальный характер пространственной композиции площади Маяковского (ныне Триумфальная), и особенности ее архитектуры. Можно посмотреть фотографии
Здание построено в 1936г. по проекту Л.Руднева и В.Мунца. Авторы стремились достичь во внешнем облике здания ощущения силы, торжественности, величественности. Поэтому основная часть здания спроектирована в виде единого монументального блока, поставленного на мощный цоколь-стилобат и увенчанного сильным карнизом. Многочисленные квадратные окна, обрамленные филенками, ритмически членят стены. Обрамление окон зрительно усиливает мощь стены и всего здания. Выдвинутая вперед стена стилобата украшена барельефами с изображением серпа и молота. На углу стилобата, завершенном мощным кубом, первоначально был установлен монумент, изображающий один из первых советских танков. Долгое время постамент пустовал, недавно на него установлен современный бронетранспортер. В архитектуре здания применены некоторые классические приемы и формы, но они достаточно переработаны, чтобы создать оригинальное современное сооружение. Можно посмотреть фотографию
Построен в 1929 И.С.Николаевым. Состоит из двух корпусов, соединенных переходом. Объемно-пространственное решение дома с сочетанием разновысоких объемов дало новый подход к решению жилых и общественных зданий. Можно посмотреть фотографии
Построен в 1928-1929гг. на обширном участке с парком по проекту М.Гинзбурга и И.Минилиса. В доме были созданы квартиры нового типа, расположенные в двух уровнях. Это привело к появлению остекленных коридоров, проходящих вдоль всего фасада. Ленточные окна, горизонтально членящие длинный фасад, балкон с глухим парапетом, надстройки над плоской крышей вызывают ассоциации с океанским лайнером. Первоначально дом стоял на открытых столбах опорах, что было одним из модных приемов конструктивизма. Ныне нижний этаж застроен. Оригинальна внутренняя организация дома. Квартиры в нем двухэтажные, коридоры, откуда ведут двери в квартиры, расположены через этаж и проходят вдоль всего фасада. В дальнейшем примененные здесь оригинальные решения не получили развития в основном из-за дефицитности железобетона, на который архитекторы ориентировались как на основной строительный материал. Можно посмотреть фотографии
Комплекс, построенный в 1929-1931гг. по проекту Б.М.Иофана, стал примером создания жилища нового типа с совокупностью бытовых и культурно-просветительских функций. Он создавался как отдельный городок, предназначенный для автономного проживания, и включает в себя магазины, концертный зал (театр Эстрады), кинотеатр "Ударник". В доме проживали многие советские государственные и партийные работники, ветераны революции. В градостроительном аспекте комплекс внес новый масштаб в застройку берегов Москвы-реки. Особое внимание было уделено решению фасада, выходящего на набережную. Нарастание масс к Москве-реке, сверхкрупные размеры комплекса, не поддержанные ничем в окружающей застройке были, видимо, обусловлены связью с проектировавшимся на другой стороне реки, на месте храма Христа Спасителя грандиозным зданием Дворца Советов. Комплекс, имеющий несколько замкнутых дворов, отличается монолитностью своего облика. Для него характерны те же стилистические черты, что и для большинства жилых домов 1920-х гг. - простота и аскетизм архитектуры. Можно посмотреть фотографии
Улица реконструировалась в 1937-1940гг., одновременно с другими основными магистралями города, в том числе Б.Калужской, Можайским шоссе. Она была несколько выпрямлена и существенно расширена. При этом значительная часть исторической застройки была снесена, часть наиболее ценных зданий передвинута на новую красную линию или в переулки. Архитекторы, проектировавшие новую застройку, старались создать своего рода улицу триумфальных встреч. Новые здания получили черты парадной декорации, усилившиеся благодаря подражанию мотивам архитектуры прошлого. Образцами такой архитектуры, позднее названной "стилем украшательства и излишества", могут служить дома 4 и 6, сооруженные в 1937-1939гг. по проекту А.Мордвинова. Плоскость фасадной стены получила декоративные украшения в виде рустованной поверхности, подражавшей тяжелой каменной кладке, в виде филенок, заполненных керамикой с изображением фруктов и цветов, в виде небольших двухколонных портиков, галерей, расположенных под завершающим карнизом. Усиление украшательских тенденции ярко проявилось в доме 9, построенном в 1949г. по проекту А.Жукова. Он изобилует тяжелыми классическими формами, применены многочисленные колонны, портики, сложные карнизы. Дом 11, сооруженный в 1949г. по проекту В.Андреева, отличается большей сдержанностью форм классической архитектуры. Здание Моссовета (д.13, бывший дом генерал-губернатора) был надстроен в 1945г. по проекту Д.Чечулина. Надстройка приблизительно воспроизводит формы старого здания. Восьмиколонный портик, оказавшийся на значительной высоте, утяжеляет громоздкую массу здания. Дом 25 построен в 1933-1936гг. по проекту А.Бурова, левая часть достроена в 1949г. Ясность объемной композиции, четкость горизонтального членения, большой выносной карниз, легкие пилястры напоминают итальянские дворцы XVв. Нижняя часть здания украшена выполненными в технике сграффито живописными вставками художника В.Фаворского, а также скульптурными орнаментами из белого бетона. Можно посмотреть фотографию
Первый ипподром в южной части Ходынского поля возник в 1834г., на землях, предоставленных двум обществам - "конского бега" и "скаковых охотников". В 1881г. на ипподроме была построена летняя беседка по проекту Д.Н.Чичагова, а в 1899г. ее заменило здание с лепным декором, двумя конными скульптурными группами (квадригами) и шестью небольшими башенками, построенное по проекту И.Т.Бирютина и С.Ф.Кулигина. Здание было реконструировано в 1951-1955гг. архитектором И.В.Жолтовским. При сохранении существующих стен, он заменил шесть башенок одной, большего размера, легко уходящей ввысь. Вход в правое крыло главного здания был подчеркнут портиком из восьми огромных колонн коринфского ордера. Над центром портика была помещена одна из первоначальных квадриг. Вторая квадрига была разделена, две лошади были поставлены по краям антаблемента портика, еще две - по сторонам башни. Новая композиция здания определялась контрастным сочетанием высокой башни и широкого портика. Можно посмотреть фотографии
Построена по проекту В.А.Щуко и В.Г.Гельфреха. В 1928г. на проект был объявлен открытый конкурс, окончательно проектирование велось в 1930-х гг. Поэтому в композиции библиотеки сочетаются приемы конструктивизма со схематизированными приемами архитектурной классики. Комплекс, состоящий из пяти основных корпусов, находится на естественном возвышении, обрамленном лестницами и подпорными стенками, объединяющими отдельные здания в единый ансамбль. Особо выделена угловая, наиболее ответственная часть, раскрытая в сторону Кремля и Манежа. Она обнесена торжественной колоннадой с парадным портиком главного входа и пропилеями, через которые открывается перспектива внутреннего двора Благодаря подчеркнуто крупному масштабу эта часть комплекса создает сильный художественный образ общественного здания. Облицованные черным полированным гранитом прямоугольные столбы портика несут высокий аттик с надписью. По всем фасадам тянется ярко выраженный ритм вертикалей пилястр. По горизонтали система пилястр и окон объединена простым антаблементом, на котором установлены аллегорические статуи, олицетворяющие рабочий класс, крестьянство и интеллигенцию. В круглых нишах между первым и вторым этажом расположены бронзовые медальоны с горельефными портретами великих ученых и писателей. Они выполнены известными скульпторами - С.Евсеевым, Н.Крандиевской, М.Манизером, В.Мухиной и др., но не связались органически с сухой и монотонной архитектурой здания. При общем интересном градостроительном решении весьма неудачна постановка корпуса книгохранилища, грузный схематичный объем которого чужд градостроительному окружению и отрицательно влияет на силуэт застройки всей этой части города. Так как внутренняя отделка зданий затянулась вплоть до 1955г., она постепенно приобрела черты классицистического декора и подчеркнутой парадности, характерные для общественных зданий этого периода. Можно посмотреть фотографию
Здание выстроено в 1928-1933гг. по проекту А.В.Щусева. Оно занимает всю ширину квартал по Садовой-Спасской от Орликова переулка до проектировавшегося тогда Новомясницкого проспекта (сейчас улица Маши Порываевой), поэтому автор стремился наиболее эффектно решить углы дома. Здание с его обычными конструктивизма стенами в то же время интересно ярко выраженными объемами. Угловая часть со стороны Орликова переулка выступает вперед в виде большого полукруглого эркера с лентами окон. Оконные проемы, балконы и тонкие горизонтальные тяги на эркере служат основными оживляющими фасады здания элементами. Можно посмотреть фотографию
Построено в 1927г. по проекту Б.Великовского. Отличается обнаженностью железобетонных конструкций и обилием стекла. Окна разделены только узкими бетонными поясами межэтажных перекрытий. Здание задумывалось высотным, но действовавшие тогда строительные правила не позволили достроить над его центром стеклянную башню. Из-за этого объем выглядит тяжеловесным, инертным, что искажает идею автора. Можно посмотреть фотографию
Дом, ставший своеобразным символом творческих поисков эпохи конструктивизма, построен архитектором К.С.Мельниковым для себя и своей семьи в 1927-1929гг. Конструктивно здание представляет собой два цилиндра, врезанных друг в друга. Часть цилиндра, выходящего на линию переулка, срезана и закрыта огромным окном. Задний цилиндр прорезан с боков и с задней стороны множеством вытянутых по вертикали шестиугольных оконных приемов. Дом возводился без балочных перекрытий и несущих столбов. В этом доме архитектор жил с 1929 по 1974г. Дом признан памятником архитектуры и истории. В настоящее время он стоит в заброшенном состоянии за деревянным забором. Можно посмотреть фотографию
Жилой дом-комплекс общества "Динамо" с клубом и магазином построен в 1928-1931гг. по проекту архитектора И.А.Фомина. Здание строилось в эпоху начала коренной реконструкции исторической части Москвы. Этим обусловлен крупный масштаб комплекса, занимающего весь угол квартала между Большой Лубянкой, Малой Лубянкой и Фуркасовским переулком. Главный фасад здания по Б.Лубянке, где находится вход в гастроном, выделен мощными спаренными полуколоннами на высоту шести этажей, гладкая стена седьмого этажа прорезана круглыми окнами. Над основным семиэтажным объемом дома со стороны Фуркасовского переулка возвышается 14-этажная башня. Мощный объем здания создает впечатление величия и спокойствия.
Можно посмотреть фотографии
Дом построен в 1940г. по проекту А.Бурова и Б.Блохина. Представляет собой одно из первых зданий, построенных из крупных бетонных блоков заводского изготовления. Архитекторы, применив новый строительный материал, придали наружным блокам классические формы. Вертикальные блоки выполнены в виде лопаток, а междуэтажные плиты получили профили карнизов и тяг. Лоджии забраны бетонными решетками с рисунками растительного характера, напоминающим владимиро-суздальские рельефы, выполненными художником В.Фаворским. Можно посмотреть фотографии
Висячий мост сооружен в 1936-1938гг. по проекту архитектора А.В.Власова и инженера Б.П.Константинова. Один из 9 новых мостов через Москву-реку, построенных по генеральному плану реконструкции Москвы. Его изящный силуэт гармонирует с павильонами и зеленью находящегося рядом на берегу Парка культуры и отдыха им.М.Горького, реконструкция которого была выполнена в то же время по проекту А.В.Власова. Мост перекрывает реку одним пролетом и имеет дополнительные пролеты над проезжими частями набережных. Этот мост, имеющий протяженность около 100м, принадлежит к числу самых больших висячих мостов в Европе. Жилой комплекс построен в 1927-1929гг. по проекту архитектора А.И.Мешкова, инженера Г.Масленникова и др. Это один из крупных жилых поселков для рабочих, строительство которых началось в 1920-х гг. вблизи промышленных предприятий. В планировке комплекса наблюдается с одной стороны, традиционная периметральная застройка квартала, а с другой - стремление внести воздух, свет, зелень внутрь кварталов, что достигнуто широкими разрывами между корпусами, обильным озеленением. Можно посмотреть фотографии
Поселок строился в 1929-1930гг. по проекту М.И.Мотылева, Б.Н.Блохина, Н.М.Молокова. Планировка и застройка отличаются большим разнообразием композиционных приемов. Дома разных типов от трех до шести этажей обладают большой пластической выразительностью. Разработаны интересные типы общественных зданий. Застройка по первоначальному проекту не была полностью завершена. В настоящее время в комплексе значительное место занимают более поздние здания. Можно посмотреть фотографию
Два дома построены на разных сторонах Ленинского проспекта на площади Калужской заставы (пл.Гагарина) в 1940-х гг. В то время ансамбль завершал Б.Калужскую улицу. Проект был выполнен ленинградскими архитекторами Е.А.Левинсоном и И.А.Фоминым, после войны левый корпус строил А.Е.Аркин. Развертывающийся по полукругу площади фронт многоэтажных жилых корпусов фланкируют по углам улицы две башни. Ансамбль решен в духе парадной представительности и свободного использования стилей, пространственная композиция в целом достаточно выразительна. Дома получили пышную декоративную обработку, со статуями наверху башен. Можно посмотреть фотографии
Кинотеатр построен в 1958г. по проекту Е.Гельмана, Ф.Новикова, И.Покровского и М.Кривицкого. Несмотря на небольшой размер он по-своему монументален. Стены, лишенные окон, орнаментированы косой желтой клеткой, выложенной из плиток по красно-коричневому фону. Нижняя часть здания сплошь остеклена: витрины, окна освещающие фойе, остекленные двери, с обвязке которых применен алюминий. Кинотеатр служит центром композиции целого квартала. Его значение подчеркнуто двумя корпусами, стоящими симметрично с двух сторон. Благодаря общности архитектурного решения - контрастного сопоставления сплошь остекленных нижних этажей и массива кирпичной кладки верхних - отчетливо ощущается композиционное единство градостроительного приема. С 2002г. здание занимает Театр под руководством А.Джигарханяна. Можно посмотреть фотографию
Проект дворца пионеров выполнили архитекторы В.Егерев, В.Кубасов, Ф.Новиков, Б.Палуй, И.Покровский, М.Хажакян, инженер Ю.Ионов в 1958г. в порядке конкурса. Он был в значительной мере программным и оказал большое влияние на архитектурную практику. Комплексу, осуществленному в 1962г., присущи человечность масштаба, легкость и поэтичность. Он задуман в виде отдельных корпусов, слитых с парковым пейзажем. Внешний облик отличается яркостью контрастов в элементах асимметричной объемно-планировочной композиции. Главное здание объединяет корпуса кружковой работы, торцы которых создают ритмический ряд, завершенный объемом концертного зала. С их прямолинейными контурами контрастируют криволинейные очертания лектория, куполов планетария и обсерватории. Особая роль в облике Дворца принадлежит произведениям монументально-декоративного искусства. Можно посмотреть фотографии
Цирк расположен в парковой зоне у пересечения Ломоносовского проспекта с проспектом Вернадского. Он построен в 1971г. по проекту Я.Белопольского, Е.Вулых, С.Феоктистова, В.Хавина, А.Судакова. Четкое функциональное решение и совершенство технического решения сочетаются с яркостью архитектурного образа. Традиционный для цирков центрический объем перекрыт складчатым куполом с волнистым козырьком. Остроту композиции придает контрастное сочетание стекла и металла фасадов с крупным рельефом камня, использованного в отделке цоколя, подпорных стенок пандусов и открытых лестниц. Главный объем цирка вмещает зал на 3400 мест и опоясывающие его фойе и вестибюль. Подсобные помещения размещены в обширном стилобате и в двухэтажном артистическом корпусе. Открытое многоплановое пространство вестибюля и фойе, яркий блеск в их отделке стекла и зеркал, сверкающих при свете люстр, создают нарядную, праздничную обстановку. Зрительный зал имеет подчеркнуто сдержанную декоративную обработку. Созданы интересные варианты трансформации арены и устройства различных сценических эффектов. Можно посмотреть фотографию
Здание для Верховного совета и Совета министров РСФСР построено в 1980г. по проекту архитекторов Д.Н.Чечулина, В.Мазурина, инженера Ю.Дыховичного. Симметричный трехъярусный объем увенчан часовой башенкой с флагштоком. Торжественность и нарядность облику здания придает белокаменная облицовка и позолоченные детали. Здание серьезно пострадало от обстрела во время вооруженного конфликта октября 1993г., позднее было восстановлено.
Можно посмотреть фотографию
Ансамбль Всесоюзной сельскохозяйственной выставки создан в 1939г. На ее территории в 136га, озелененной и благоустроенной, были размещены 230 выставочных зданий, связанных в единый ансамбль. В основе генерального план выставки, составленный архитекторами В.Ольтаржевским и С.Чернышевым, положен принцип ее развития по главной оси, связывающей парадными аллеями три основные площади и нарастанием художественного и функционального значения. Ансамбль начинается от входной площади с воротами, трактованными как триумфальная арка (архитектор Л.Поляков). Далее парадная аллея приводит к главному павильону (архитекторы В.Щуко, В.Гельфрейх, Ю.Щуко. Павильон решен в монументальных формах русской классики, со строгим прямоугольным объемом, окруженным портиками и лоджиями. Его роль в ансамбле усиливается надстроенной позднее башней со шпилем. За главным павильоном расположена обширная прямоугольная площадь Колхозов. По ее периметру были размещены павильоны союзных республик, отражающие национальные традиции зодчества народов СССР. От площади Колхозов главная аллея приводит к восьмигранной площади Механизации, являющейся центром Выставки. От нее радиальными лучами расходятся аллеи, сливающиеся с окружающей природой. Более подробная информация о постройках, фотографии
Гостиница была построена для обслуживания гостей XX Олимпийских игр, проходивших в Москве в 1980г., по проекту советских и французских архитекторов с участием французских строителей. Официальное открытие состоялось 1979г. Полукруглый в плане фасад здания, со сплошным остеклением, развернут в сторону главного входа ВДНХ и Монумента покорителям космоса. Комплекс, возведенный в районе Останкина в 1960-1970гг. относится к числу выдающихся произведений архитектуры, инженерно-конструкторской и радиотехнической мысли. Авторами проекта телецентра являются архитекторы Л.Баталов, В.Жаров, А.Захарьян, Л.Соловьев, К.Шехоян, инженер Л.Левенштейн и др. По величине и совершенству технического решения телецентр не уступал ни одному из зарубежных телецентров того времени. Он также стал крупным явлением в архитектурно-градостроительной практике Москвы. От авторов требовались большое композиционное мастерство и творческий такт для того, чтобы связать в единый ансамбль телецентр и находящуюся рядом дворцово-парковую усадьбу Останкино с Троицкой церковью, при огромном контрасте в стиле, материалах, форме, не подавляя при этом новым старого. В ансамбле достигнуто пропорциональное нарастание высот и масштабов, развертывающихся вокруг пруда от протяженно горизонтальной композиции дворца к двухъярусной громаде здания телецентра, обращенного узким торцевым фасадом к западной стороне пруда. Портик из облицованных мрамором столбов этого фасада перекликается с портиками дворца. Главная продольная ось равновесия ансамбля совпадает с общей осью пруда и расположенного за ним объема телецентра. Забранный в прямоугольную рамку каменных набережных пруд, опоясанный аллеями и цветниками, композиционно объединяет компоненты ансамбля. Можно посмотреть фотографию
Башня, являющаяся частью радиотелевизионного комплекса и архитектурного ансамбля Останкина, построена в 1967г. по общим руководством главного конструктора Н.Никитина, в проектировании участвовали архитекторы Л.Баталов и Д.Бурдин, инженер Б.Злобин. Крупномасштабная многоярусная вертикаль телебашни имеющая высоту 536м, отделенная от телецентра широким фронтом озелененных пространств, завершает нарастающий по вертикали Останкинский ансамбль. Она сооружена из бетона с применением предварительно натянутых стальных канатов. На башне размещены радиовещательные антенны, технические службы, метеостанция. Ресторан "Седьмое небо", помещенный на высоту 360м, вращается, делая полный оборот за 40 минут. В августе 2000г. на башне произошел сильнейший пожар, из-за продолжительного горения радиокабелей оборвалось подавляющее большинство канатов внутри башни, возможно, возникли трещины в бетонных конструкциях, была уничтожена практически вся аппаратура. Возникали предложения демонтировать башню, однако, было принято решение о ее восстановлении. Ремонт и модернизация башни ведется до настоящего времени, теле- и радиовещание постепенно восстанавливается. Можно посмотреть фотографию
Башня Радиостанции имени Коминтерна построена в 1922г. Разработал проект и руководил строительством знаменитый инженер В.Г.Шухов. Высота башни составила 150м (по первоначальному проекту высота башни предполагалась около 350м, но острый дефицит металла в первые послереволюционные годы не позволил его осуществить). При взгляде на башню кажется, что она изготовлена из изогнутых элементов, но на самом деле там нет ни одной криволинейной части. Башня смонтирована из шести металлических гиперболоидов вращения, поставленных друг на друга телескопическим способом. Башня возводилась без лесов, как бы вырастая сама из себя. Принципиально новый метод монтажа, дающий возможность формообразования пространственных башен-оболочек на основе стандартных прямолинейных металлических образующих, был вскоре применен при сооружении еще более сорока инженерных сооружений различного назначения. Кроме того, шуховская радиобашня, ставшая на долгие годы символом, эмблемой советского радиовещания, практически подтвердила неисчерпаемые художественные возможности, заложенные в металлических конструкциях. Можно посмотреть фотографии
Новое здание Московского художественного академического театра на Тверском бульваре было построено в 1973г. по проекту В.Кубасова и др. с использованием старой театральной коробки 1930-х гг. Здание оригинально и необычно по замыслу. Ансамбль застройки бульвара определил подчеркнуто фасадный характер трактовки театра. Здание решено в современных формах, но элементы декора, в том числе фонари, вызывают ассоциации с традиционным обликом МХАТ. На фасадах преобладают глухие, облицованные темным октемберянским туфом поверхности, с которыми контрастирует белая горизонтальная лента балконного ограждения, облицованного травернитом, и светлый гранитный стилобат. Внутреннее пространство театра имеет удобную и логичную систему помещений. В отделке интерьеров использован армянский туф. Его темная гамма зеленоватых золотистых тонов определяет цветовое решение интерьеров и связывает с внешним обликом здания. Туф сочетается с деревом различных пород, придающим интерьерам камерный характер. Можно посмотреть фотографию
Первое в стране здание со зрительным залом для панорамного стереофонического кинопоказа, создающего эффект присутствия, построено в 1957г. архитекторами В.Бутузовым, Н.Сигалевой, И.Богдановым. При строительстве была использована существовавшая кирпичная коробка, в которую на первом этаже вписано фойе, на втором - зрительный зал на 1450 мест с вогнутым экраном, огибающим стену зала дугой в 150o. Лестницы и обслуживающие помещения размещены в пристройке, опоясывающей нижнюю часть здания. Во внутренней отделке широко использованы пластики и дерево. Внешняя архитектурная обработка построена на контрасте сплошного остекления пристройки и возвышающегося над ней глухого, облицованного керамической плиткой основного объема здания. Театр построен в 1970г. по проекту Ю.Шевердяева, В.Уткина, А.Мелихова, Б.Новикова, С.Пылаева. При строительстве была использована старая коробка недостроенного театрального здания 1930-х гг. Театр, задуманный архитекторами в содружестве с основателем и главным режиссером С.В.Образцовым, своей внутренней структурой и внешним обликом отвечает особенностям, присущим этому конкретному виду театрального искусства. В нем имеется два зала - большой для старших и малый - для младших зрителей. Сцены вписаны в габариты старой коробки и соединены проемом. Здание включает богатейший музей кукол и зимний сад с водоемом, цветниками и деревьями. Оригинально трактован главный фасад. Его доминантой являются помещенные над входом сказочные часы. Их циферблат имеет 12 теремков, откуда по звуки курантов каждый час показываются фигурки различных зверей. Можно посмотреть фотографию
Ансамбль Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки был создан в 1923г. на территории между Крымским валом и Нескучным садом, на бывшем пустыре. Выставочный комплекс был прекрасно спланирован, застроен в основном легкими деревянными павильонами и озеленен. Автором генплана и головных павильонов был архитектор И.В.Жолтовский, в создании комплекса участвовали другие крупнейшие архитекторы, художники и скульпторы: А.В.Щусев, В.А.Щуко, Н.Я.Колли, К.С.Мельников, В.А. и Г.А.Стенберги, С.Т.Коненков, И.Д.Шадр, В.И.Мухина и другие. Позднее выставка была преобразована в ЦПКиО им. М.Горького. Сохранился только один железобетонный павильон машиностроения, или "Машины и орудия", называвшийся также "шестигранник". Сооружение состоит из шести объемов, сомкнутых торцевыми сторонами, образующими внутренний двор. Частично здание использовалось парком, в основном в качестве склада и свалки ненужных вещей. Павильон постепенно разрушался, долго не ремонтировался. Сейчас находится в полуразрушенном состоянии, окружен бетонным забором. Можно посмотреть фотографии
Строительство здания театра завершено в 1940г. Ему предшествовал конкурс, в результате которого был принят проект архитекторов К.Алабяна и В.Симбирцева. Авторы придали зданию необычную центрическую композицию, в основе которой лежит план в виде пятиконечной звезды. Такой план не только воспроизводит эмблему Советской Армии, но и служит градостроительным целям, так как театр размещен на площади, к которой сходятся с разных сторон пять улиц. Архитекторам пришлось вписать все театральные и сценические помещения в сложный звездообразный план, что было нелегкой творческой задачей. При этом форма пятиконечной звезды последовательно проведена и в разработке отдельных деталей вплоть до пятигранного сечения наружных колонн. В десятиугольном центральном ядре здесь размещены огромная сцена и зрительный зал на 1920 мест, своеобразной веерной конфигурации, опоясанный полукольцом фойе и залов. В треугольных лучах звезды размещены лестницы, буфеты, артистические и подсобные помещения. Над зрительным залом находятся репетиционный и демонстрационный залы, образующие вместе с башней сцены центральный многогранный объем, возвышающийся над звездообразной частью здания, окруженной по периметру мощной колоннадой. Здание театра поставлен на высокий стилобат. В интерьерах введена монументальная живопись, выполненная выдающимися художниками В.Фаворским, Л.Бруни, А.Дейнекой. Можно посмотреть фотографии
Колоссальное для своего времени здание гостиницы построено по проекту А.В.Щусева, Л.И.Савельева, О.А.Стапрана в 1935-1937гг. Оно играет важнейшую градостроительную роль в центре города. Главный торцовый фасад решен в крупных масштабах, соответствующих пространству образованной в то же время Манежной площади. В 2003г. было принято решение гостиницу разобрать и выстроить новое здание, воспроизводящее внешний облик первоначального, причем дополнив его неосуществленными фрагментами проекта. В 2004г. здание было разобрано, затем отсроено вновь. Можно посмотреть фотографии
Комплекс высотных жилых домов, сочетающихся с одноэтажной лентой учреждений обслуживания, построен в 1970г. по проекту А.Меерсона, Е.Подольской, И.Федорова. Расположение комплекса в большом сосновом лесопарке Покровское-Глебово у Химкинского водохранилища предопределило его объемно-пространственную композицию свободно обозреваемого высотного жилого образования, связанного с природным окружением и отвечающего современным требованиям обслуживания населения. Создание многофункционального комплекса, включающего жилье и учреждения обслуживания, явилось очередным экспериментом с точки зрения социальной организации жизни. Проект дома был создан И.В.Жолтовским в 1940г., осуществлен в 1956г. Представляет собой пример трансформации образа жилого дома в творчестве И.В.Жолтовского - главы крупной архитектурной школы, проводника идей А.Палладио в советской архитектуре. Последовательно проводится принцип деления стен на три яруса с облегчением их кверху от крупного рельефного руста в нижнем к гладкой плоскости стены в верхнем. Островерхая башенка отмечает постановку дома у излома Садового кольца. Можно посмотреть фотографию
Построен к Олимпийским играм в Москве в 1977-1980гг. по проекту М.Посохина, Л.Арнаускаса, Б.Тхора, Ю.Львовского, Ю.Рацкевича и др. Овальный зал крупнейшего в Европе крытого стадиона на 35 тыс. мест соединен со сложным объемом бассейна. Особенность зала стадиона - раздвижная стена, позволяющая делить арену надвое. Можно посмотреть фотографию
Дом построен в 1926-1927гг. по проекту архитектора М.Я.Гинзбурга, одного из основоположников советского конструктивизма. Дом поставлен под охрану как памятник начального периода советской архитектуры. В нем жили государственный деятель Н.П.Брюханов и писатель С.М.Третьяков. Можно посмотреть фотографию
Дом построен в 1928гг. по проекту архитектора А.В.Щусева для артистов Художественного театра. В нем жили В.И.Качалов, И.М.Москвин, А.М.Леонидов, балерина Е.В.Гельцер. Дом поствален под охрану как памятник истории и культуры Можно посмотреть фотографию
Жилой дом построен в 1936г. архитектором Е.Л.Иохелесом для работников Главсевморпути. Здесь жили многие известные советские полярники, В том числе А.В.Ляпидевский, Г.А.Ушаков, М.П.Белоусов, Н.Н.Зубов. Фасад дома отличается строим силуэтом и живописностью и хорошо гармонирует с зеленью находящегося перед ним бульвара. В левое крыло здания вкопмонован трехэтажный особняк постройки 1901г. Можно посмотреть фотографию
Общежитие является ценным и уникальным памятником эпохи русского авангарда. Оно построено по проекту Г.М.Данкмана, разработанному в 1929-1930гг. Комплекс из четырех смыкающихся корпусов должен был сформировать важный градостроительный узел в центре Москвы. Три жилых корпуса, спускающихся по крутому склону Ивановской горки, оформляли трассу проектировавшегося полукольца в продолжение Петроверигского переулка. Комнаты, рассчитанные на двух студентов каждая, располалались по обеим сторонам протяженных коридоров жилых корпусов. Полукруглые выступы с лестничными клетками вносят вертикальный акцент в горизонтальную композицию корпусов. С Петроверигского переулка выступы выглядят как череда крепостных башен. Памятник находится в заброшенном состоянии и нуждается в срочной реставрации. Можно посмотреть фотографии
Комплекс жилых зданий застраивался в 1927-1931 годах по проекту Н.Н.Травина, Б.Н.Блохина и других членов объединения АСНОВА, руководимого Н.А.Лазовским и ставившего задачу учёта психо-физического восприятия архитектуры как в статике, так и в динамике. Квартал расположен между Шабаловкой, Серпуховским валом и улицей Лестева, бывшим Хавско-Шабаловским переулком, ориентированным на Большой собор Донского монастыря. Можно посмотреть фотографии
Комплекс жилых зданий для советских офицеров был построен в 1947-1952 гг. по проекту коллектива архитекторов под руководством Д.Н.Чечулина, в то время главного архитектора Москвы. На проектом работали В.В. Сергеев, В.В. Извеков, М.Г. Куповский, И.Я.Конторович и другие. Ансамбль включает 11 домов, расположенных между улицами Маршала Бирюзова, Маршала Конева, Машала Соколовского и Маршала Мерецкова. Здания строили немецкие военнопленные, поэтому комплекс получил название "Немецкая слобода". Главынй фасад и парадный двор ориентированы в сторону улицы Маршала Бирюзова. Квартал отделён от улиц оградой в виде арок с решётками. Угловые корпуса выделены скругленными углами, украшенными колоннами и увенчанными полусферическими куполами. Можно посмотреть фотографии
Речной вокзал построен в 1932-1937 годах по проекту А.М.Рухлядева и В.Ф.Кринского на насыпной террасе на берегу создаваемого Химкинского водохранилища. Благодаря вытянутому овальному плану и ярусам открытых галерей здание напоминает трёхпалубный пароход. Центр здания выделен квадратной в плане башней с высоким шпилем. Во втором этаже расположен парадный вестибюль с четырьмя мощными столбами, поддерживающими перекрытие. Капители столбов украшены советской символикой, кессоны потолка имеют росписи на темы водного транспорта. Первоначально в центре вестибюля стояла скульптура И.В.Сталина. По сторонам вестибюля расположены зал ожидания на 450 человек и ресторан. Колоннада первого этажа переходит в полукружия открытых галерей, охватывающих внутренние дворики с фонтанами. Трёхарочные портики в центре каждого фасада облицованы темно-зелёным диоритом и украшены полихромными майоликовыми блюдами, по 12 с каждой стороны, выполненными художницей Н.Я.Данько. Блюда по стилю и тематике характерны для советского искусства 1930-х годов, на них изображены корабли, самолёты, дирижабли, новостройки Москвы, платины, заводы. Часовая башня, у подножия которой установлены скульптуры, изображающие рабочего, колхозницу, моряка и красноармейца, завершается высоким шпилем, который должен был выдвигаться во время навигации, достигая высоты 83 метров. На шпиле первоначально была установлена звезда, снятая с кремлёвской башни, когда золочёные звёзды меняли на светящиеся рубиновые. Позже звезда была заменена на более грубую, но лучше отражающую свет.
Можно посмотреть фотографии
Жилой дом на Моховой ул.
Жилой дом на Моховой ул., Моховая ул., д.15.
Высотное здание на Котельнической наб.
Высотное здание на Котельнической наб., Котельническая наб., д.1/15.
Высотное здание на Кудринской площади.
Высотное здание на Кудринской площади., Кудринская пл.,д.1.
Высотное здание на Лермонтовской площади
Высотное здание на Лермонтовской площади, Садовая-Спасская.,д.21.
Гостиница "Ленинградская"
Гостиница "Ленинградская", Каланчевская ул.,д.21/40.
Здание МИД
Здание МИД, Смоленская-Сенная пл.,д.32/34.
Московский Государственный университет
Московский Государственный университет, Воробьевы горы.
Гостиница "Украина"
Гостиница "Украина", Кутузовский пр-т, д.2.
Дворец культуры им.С.М.Зуева
Дворец культуры им.С.М.Зуева, Лесная ул., д.18.
Дворец культуры АМО ЗИЛ
Дворец культуры АМО ЗИЛ, Восточная ул., д.4.
Дворец культуры им. И.В.Русакова
Дворец культуры им. И.В.Русакова, Стромынка ул., д.6.
Клуб завода "Каучук"
Клуб завода "Каучук", Плющиха ул., д.64.
Московский планетарий
Московский планетарий, Садовая-Кудринская ул., д.5.
Дом киноактера
Центральный Дом киноактера, Поварская ул., д.33.
Дом Центросоюза (Госкомстат)
Дом Центросоюза (Госкомстат), Мясницкая ул., д.39.
Дом СТО (Совет Министров СССР, Госплан, Госдума)
Дом СТО (Совет Министров СССР, Госплан, Госдума), Охотный ряд ул., д.12.
Редакция газеты "Известия"
Редакция газеты "Известия", Тверская ул., д.18.
Центральный телеграф
Центральный телеграф, Тверская ул., д.7.
Центральный стадион им.В.И.Ленина (Лужники)
Центральный стадион им.В.И.Ленина (Лужники), Лужнецкая наб.
Дом Моссельпрома
Дом Моссельпрома, Калашный пер., д.2.
Здание СЭВ (Мэрия)
Здание СЭВ (Мэрия), Новый Арбат, д.36.
Кинотеатр "Россия" (киноконцертный зал "Пушкинский")
Кинотеатр "Россия" (киноконцертный зал "Пушкинский"), Пушкинская пл.,д.2.
Концертный зал им.П.И.Чайковского
Концертный зал им.П.И.Чайковского, Триумфальная пл.,д.4.
Гостиница "Пекин"
Гостиница "Пекин", Большая Садовая ул.,д.5.
Военная академия им.М.В.Фрунзе
Военная академия им.М.В.Фрунзе, Девичьего поля пр-д, д.4.
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе, Орджоникидзе ул., д.8/9.
"Дом Наркомфина"
"Дом Наркомфина", Новинский б-р, д.25.
Жилой комплекс на улице Серафимовича
Жилой комплекс на улице Серафимовича ("Дом на набережной"), Серафимовича ул., д.2, Берсеневская наб., д.20.
Ансамбль улицы Горького
Ансамбль улицы Горького , Тверская ул., д.4-25.
Московский ипподром
Московский ипподром, Беговая ул., д.22, к.1.
Государственная библиотека им.В.И.Ленина (Российская Государственная библиотека)
Государственная библиотека им.В.И.Ленина (Российская Государственная библиотека), Воздвиженка ул., д.3.
Здание Наркомзема (Министерство сельского хозяйства)
Здание Наркомзема (Министерство сельского хозяйства), Орликов пер., д.1.
Здание Госторга
Здание Госторга, Мясницкая ул., д.47.
Дом архитектора К.С.Мельникова
Дом архитектора К.С.Мельникова, Кривоарбатский пер., д.10.
Жилой дом общества "Динамо"
Жилой дом общества "Динамо", Большая Лубянка ул., д.12.
Жилой дом на Ленинградском проспекте
Жилой дом на Ленинградском проспекте, Ленинградский пр-т, д.27.
Крымский мост
Крымский мост.
Усачевский поселок
Усачевский поселок, Усачева ул., д.29.
Дангауэровский поселок
Дангауэровский поселок, Авиамоторная ул.,18-24, Кабельные ул., Кабельные пр.
Жилые дома на площади Гагарина
Жилые дома на площади Гагарина, Ленинский пр-т, д.30,37.
Кинотеатр "Прогресс"
Кинотеатр "Прогресс", Ломоносовский пр-т, д.17.
Дворец пионеров
Дворец пионеров , Вернадского пр-т, д.1.
Цирк на проспекте Вернадского
Цирк на проспекте Вернадского, Вернадского пр-т, д.7.
Дом правительства РФ
Дом правительства РФ, Краснопресненская наб., д.2.
ВСХВ (ВДНХ, ВВЦ)
ВСХВ (ВДНХ, ВВЦ), Мира пр-т..
Гостиница "Космос"
Гостиница "Космос", Мира пр-т., д.174.
Радиотелевизионный центр
Радиотелевизионный центр, Академика Королева ул., д.12.
Останкинская телебашня
Останкинская телебашня, Академика Королева ул., д.17.
Шуховская башня
Шуховская (Шаболовская) башня, Шаболовка ул., Шухова ул.
МХАТ им.М.Горького
МХАТ им.М.Горького, Тверской б-р, д.22.
Кинотеатр "Мир"
Кинотеатр "Мир", Цветной б-р, д.11.
Центральный театр кукол
Центральный театр кукол, Садовая-Самотечная ул., д.3.
Первая сельскохозяйственная выставка
Первая сельскохозяйственная выставка, Крымский вал.
Театр Советской армии (Российской армии)
Театр Советской армии (Российской армии), Суворовская пл., д.2.
Гостиница "Москва"
Гостиница "Москва", Охотный ряд ул., д.7.
Жилой комплекс "Лебедь"
Жилой комплекс "Лебедь", Ленинградское ш., д.29-35.
Жилой дом на Смоленской площади
Жилой дом на Смоленской площади, Смоленская пл., д.11.
Спроткомплекс "Олимпийский"
Спорткомплекс "Олимпийский", Щепкина ул., д.47.
Жилой дом Госстраха
Жилой дом Госстраха, Малая Бронная ул., д.21.
Жилой дом актеров МХАТа
Жилой дом актеров МХАТа, Брюсов пер., д.19, к.2.
Дом полярников
Дом полярников, Никитский бул., д.9.
Общежитие Коммунистического университета нацменьшинств Запада им. Мархлевского
Общежитие Коммунистического университета нацменьшинств Запада им. Мархлевского, Петровегирский пер., д.6/8.
Жилой массив Хавско-Шабаловский
Жилой массив Хавско-Шабаловский, ул. Шабаловка, Лестева, Серпуховский вал
Ансамбль военного городка на Октябрьском поле
Ансамбль военного городка на Октябрьском поле, ул. Маршала Бирюзова, д. 21-29
Северный Речной вокзал
Северный Речной вокзал, Ленинградское шоссе, д.89